Главная - Талисманы, амулеты
Камень бирюза. Бирюза Как отличить натуральную бирюзу от подделки

бирюза - один из самых популярных ювелирных камней. С точки зрения химии - это водный фосфат алюминия и меди. Однако это скучно звучащее сочетание еще с древних времен завораживает людей своей красотой и небесно-голубым цветом. С этим камнем связано множество легенд, загадок и поверий. В культурных традициях разных времен и народов бирюза считается священным камнем, талисманом, несущим в себе магические свойства. Изделия из нее находят при раскопках в Египте, Средней Азии, Китае, Индии, Америке…

1. Русское название камня «бирюза » происходит от персидских слов «пируз», что переводится как «победа», «победитель», «одерживающий победу», или«фирузе», что означает «камень счастья». Арабское название «фирузадж» означает «камень, приносящий победу и удачу в делах», «победоносный».

2. В романо-германских языках бирюзу называют «turquoise» («туркис»). «Pierre turquoise» по-французски означает «турецкий камень». Вероятно, это название возникло потому, что бирюза попадала в Европу из Персии через Турцию (однако это мнение было ошибочным, так как бирюза не добывалась в Турции, а перевозилась оттуда по Великому шелковому пути).

3. В Древнем Риме бирюзу называли «каллаис» («callais»). Об этом можно судить по высказыванию Плиния Старшего, который описал бирюзу под названием «каллаис» и считал, что она по цвету напоминает воду около морского берега.

4. бирюза была настолько популярной у разных народов, что имела много разных названий, например, «любимый камень Востока», «камень египетских фараонов», «священный камень Тибета», «небесный камень американских индейцев».

5. Этот минерал был открыт более 5000 лет назад. Самые старые месторождения бирюзы , открытые еще в 4-3 тысячелетии до нашей эры древними египтянами, находятся на Синайском полуострове. Наиболее активно они разрабатывались во времена египетских фараонов. Тогда из бирюзы делали украшения и амулеты.

6. Самая древняя археологическая находка с бирюзой - это золотой браслет с этим камнем, найденный на руке египетской мумии, погребенной примерно 8000 лет назад. Поэтому возможно, что местные жители добывали бирюзу еще в дофараонскую эпоху, хоть и в небольших количествах. Исследователи считают, что эта бирюза была добыта на Синайском полуострове, но не исключают и иное ее происхождение.
7. Месторождение самой лучшей бирюзы в Нишапуре в иранской провинции Хорасан разрабатывалось еще в 3 тысячелетии до нашей эры. Именно здесь уже несколько тысячелетий добывают лучшие сорта бирюзы . Нишапурская бирюза и по сей день считается мировым эталоном для этих самоцветов. В Древнем Иране бирюза была в большом почете.

8. Бирюзу с давних времен добывают на Востоке. В мусульманском мире она пользовалась особенно большой любовью и популярностью. Однако, что интересно, бирюзу считали драгоценным камнем и магическим талисманом независимо друг от друга народы, проживавшие не только в Персии и Египте, но также в далеких странах - Китае и Древней Мексике (в империи ацтеков). Украшения и талисманы из бирюзы находят при археологических раскопках древних поселений и захоронений в Египте, Средней Азии, Китае, Индии, Центральной Америке. Ювелирные изделия с бирюзой обнаруживаются в гробницах египетских фараонов, персидских шахов, американских индейцев.

9. В Древнем Египте бирюза ценилась весьма высоко. Египетские фараоны очень любили бирюзу и посылали на поиски голубого камня тысячи рабов в безводную пустыню Синайского полуострова. бирюза привлекала жителей Египта своим редкостным и необычным голубовато- и зеленовато-синим цветом. В искусстве Древнего Египта такой цвет был редким, очевидно, из-за дороговизны и редкости соответствующих красок. Производство синей глазури было достаточно трудоемким. Древние египтяне часто вырезали из бирюзы фигурки священных жуков-скарабеев, которые служили не просто украшением, а предметом культа, амулетом. Скарабеи считались символом солнца и мира. Бирюзе приписывались магические и медицинские свойства. Из нее делали колье, бусы, браслеты, кольца, амулеты. Украшения из бирюзы присутствовали и в убранстве египетской царицыНефертити. бирюза встречается во многих ювелирных изделиях периода Среднего (21-17 века до нашей эры) и Нового царства (16-11 века до нашей эры). Она непременно присутствует в гробницах египетских фараонов. Так, неповторимыми по уровню исполнения считаются саркофаг и сокровищница гробницы Тутанхамона, отделанные бирюзой. В его гробнице среди многочисленных ювелирных изделий были найдены нагрудное украшение, сделанное из золота в виде сокола и инкрустированное бирюзой, сердоликом, лазуритом и стеклом, а также редкий экземпляр бирюзового скарабея. Египтяне были искусными ювелирами и вместе с золотом умело использовали бирюзу, лазурит, халцедон и другие цветные камни.

10. бирюза считается национальным камнем иранского (персидского) народа. Персы почитали этот камень и верили, что он приносит счастье и охраняет от зла. Они преподносили бирюзу в дар как символ любви, нежности и страсти.
11. О происхождении бирюзы рассказывали немало легенд. По древним персидским поверьям, она образовалась из костей людей, умерших от любви. Интересно, что и подобной фантазии можно найти объяснение. Дело в том, что во время распространения моды на бирюзу начали появляться многочисленные подделки, имитирующие голубой камень. Их изготавливали из стекла, подкрашивали в синий цвет дешевые низкосортные образцы бирюзы или выдавали за бирюзу один из видов ископаемых костей голубоватого или зеленоватого цвета (эти тона кости приобретали под воздействием подземных вод, содержащих железо и медь). Хотя так можно было обмануть только простаков, не разбирающихся в бирюзе, но, возможно, эта красивая легенда помогала продавать подобный товар.

12. На Востоке бирюзу считали воинским талисманом. В средние века мода на нее охватила все мусульманские страны. Так же широко распространялись многочисленные связанные с ней суеверия. Люди считали, что бирюза приносит владельцу счастье, успех и богатство. В средние века женщины, которые хотели привлечь к себе мужчину, зашивали в его одежду камушек бирюзы . Восточные купцы верили, что рука, на которой перстень из бирюзы , никогда не обеднеет. Бирюзу считали могущественным талисманом, исцеляющим болезни глаз и желудка. Было распространено поверье, что сережки или кулоны с бирюзой укрепляют сердце, предохраняют от утопления и удара молнии, устраняют страх, обеспечивают победу в сражении. Считалось также, что к владельцу бирюзы не приближаются ядовитые змеи и скорпионы. А еще существовало поверье, что бирюза предохраняет наездников от падения с лошади. В медицинской практике бирюзу использовали для лечения глазных болезней. Средневековые лекари советовали протирать глаза бирюзой, растертой с мазью. Бирюзу, растертую в порошок, рекомендовалось принимать от змеиного яда, болезней почек и мочевого пузыря. Восточный лекарь, которые не имел среди своих средств бирюзы , не пользовался доверием. На Востоке бирюзой часто украшали оружие, а также кальяны, тиары, сосуды. Однако персидские правители не украшали бирюзой свою одежду, считая, что этот камень может уменьшить уважение к его обладателю.

13. В древние времена стоимость качественной бирюзы в Иране была намного выше золота. Простым персам она была недоступна, так как персидские шахи установили свою монополию на добычу бирюзы . Даже сейчас хорошая натуральная бирюза на мировом рынке стоит в 3-4 раза дороже золота. Дело в том, что качественная бирюза добывается в небольших количествах, а спрос на нее очень высокий.

14. В музее шахских драгоценностей в помещении Центрального банка Ирана находится уникальная коллекция украшений с бирюзой. Наиболее известный кальян Насер ад-Дина Шаха Каджара украшен бирюзой высочайшего качества. А гордостью коллекции шахской сокровищницы является тиара Фарах Пехлеви (бывшей иранской императрицы), которая украшена крупными камнями бирюзы и бриллиантами. Это настоящий шедевр ювелирного искусства.

15. Бирюзу хорошо знали и любили индейцы доколумбовой Америки. Больше всего они ценили сине-зеленую, цвета морской волны бирюзу. Этот камень особенно почитался ацтеками. Они называли бирюзу «кальчихюитль» (chalchihuitl) и считали ее окаменевшими слезами богини неба. У ацтеков бирюза символизировала здоровье, любовь и благополучие, и также считалась воинским талисманом. При погребении вождя они всегда клали вместе с ним бирюзу. В захоронениях ацтеков было найдено около 50 000 изделий из бирюзы ! До нас дошли ацтекские ритуальные маски из человеческих черепов, инкрустированные бирюзой. Этот камень также присутствует на изображениях богов. У американских индейцев бирюза символизирует землю, воду, надежду, здоровье и процветание. Древние индейские племена Северной Америки использовали бирюзу при религиозных обрядах и считали ее волшебным камнем.
16. Буддисты считают бирюзу священным камнем. Согласно буддийской мифологии, благодаря бирюзе Будда смог уничтожить страшное чудовище.

17. На Руси бирюзой украшали оружие, одежду, предметы культа, использовали ее в художественных и ювелирных изделиях. Русские воины носили ее в качестве оберега.

18. У народов Поволжья, Кавказа и Средней Азии бирюза была обязательным элементом в свадебном украшении невесты.

19. бирюза является официальным парадным камнем в штатах Аризона и Нью-Мексико (США). Современные индейцы навахо, проживающие на территории штатов Аризона, Нью-Мексико и Юта, весьма благосклонно относятся к бирюзе. Пастухи племени навахо всегда носят с собой кусочки бирюзы , считая, что этот камень поможет им сохранить и приумножить численность овец и лошадей в стадах. Ювелиры навахо, как и в давние времена, делают красивые украшения из серебра и бирюзы . Браслеты с бирюзой они продают американцам в качестве талисмана.

20. Сейчас самую лучшую бирюзу в мире, как и прежде, добывают наНишапурском месторождении на северо-востоке Ирана. Персидская бирюза является наиболее качественной, поэтому, если есть возможность, то лучше купить бирюзу именно из Ирана. Хотя иранская бирюза самая дорогая, но зато в Иране она добывается вручную и есть большая вероятность приобрести именно натуральную бирюзу. Крупные месторождения бирюзы есть в США в штатах Аризона, Колорадо, Нью-Мексико и Невада. В других месторождениях встречается значительное количество выветрелых сортов бирюзы , они более бледные и менее плотные. Но с увеличением глубины появляются яркие и более плотные камни голубого и зеленовато-голубого оттенков. Известны месторождения бирюзы в Узбекистане (Кызылкум), Таджикистане (Карамазар), Афганистане, Монголии, Китае (Тибет), Мексике, Перу, Чили, Аргентине, Египте (Синайский полуостров), Израиле, Танзании, Австралии.
21. Почему бирюзы нет в умеренных широтах и тропиках? Потому что там выпадает много атмосферных осадков, а бирюза могла образоваться и сохраниться только в областях с сухим и жарким климатом с малым количеством атмосферных осадков или их полным отсутствием.

22. Ученые высказывают различные гипотезы о происхождении бирюзы . Большинство из них сходятся во мнении, что бирюза формируется близ земной поверхности от воздействия медистых поверхностных растворов на магматические и осадочные глиноземистые и фосфатные горные породы.

23. бирюза представляет собой водный (гидратированный) фосфат меди и алюминия. Химическая формула бирюзы : CuAl 6 (PO 4) 4 (OH) 8 · 4H 2 O. Вместо алюминия Al в бирюзе могут содержаться примеси окисного железа Fe 3+ , поэтому бирюза может рассматриваться как минерал переменного состава, и ее химическую формулу часто записывают как Cu(Al,Fe) 6 (PO 4) 4 (OH) 8 · 4H 2 O.Химический состав бирюзы : Al 2 O 3 - 37,60%; P 2 O 5 - 34,90%; H 2 O - 17,72%; CuO - 9,78%. Однако в природных условиях химический состав минерала непостоянный. В состав бирюзы могут входить примеси цинка, серы, хрома, бария, никеля, титана и другие.

24. бирюза - это поликристаллический непрозрачный минерал с восковым или стеклянным блеском. бирюза умеренно хрупкая, ее твердость - 5-6, плотность - 2,6-2,8 г/см³. При прокалывании она буреет и трескается (что отличает ее от большинства подделок), растворяется в соляной кислоте (HCl). При нагревании до температуры 290-350°C она теряет максимальное количество воды, и ее цвет постепенно меняется от голубого через голубовато-серый, зеленый, серовато-зеленый, темно-серый до шоколадно-коричневого. А при температуре более 740°C кристаллическая структура бирюзы разрушается, и образуются другие соединения.

25. У бирюзы есть много оттенков. бирюза бывает ярко-голубая, голубовато-синяя, светло-голубая, голубовато-зеленая, яблочно-зеленая, темно-зеленая, голубовато- или зеленовато-серая, оливковая, бурая и даже почти белая. Иногда и на одном камне можно увидеть переходы цветов с множеством полутонов. Цвет хорошей бирюзы настолько выразительный, что уже давно получил свое собственное название - «бирюзовый».

26. Кроме ярко окрашенных (голубых, сине-зеленых, яблочно-зеленых) и бледно окрашенных (голубых, зеленовато-голубых) видов бирюзы , встречаются также«сетчатая» («паутинная») и «кружевная» разновидности. Рисунок на «сетчатой» бирюзе образуется тонкими пересекающимися черными и бурыми прожилками. «Кружевная» бирюза отличается тонким сложным рисунком, образованным отдельными окружностями, которые тесно соприкасаются друг с другом. «Сетчатая» бирюза выглядит весьма живописно, пользуется большим спросом и ценится особо высоко.

27. бирюза - очень гигроскопичный минерал. Она имеет пористую структуру, чувствительная к внешним воздействиям и довольно неустойчива химически. Она легко поглощает влагу, впитывает жиры и эфирные масла, под воздействием углекислого газа в воздухе теряет свой небесно-голубой цвет и становится зеленой. Под действием высокой температуры она окисляется, теряет молекулы воды и изменяет окраску. А на солнце она медленно обесцвечивается. Поэтому средний срок жизни бирюзы не превышает 20 лет, хотя лучшие сорта могут сохранять свой цвет на протяжении столетий. Если бирюза позеленела, потеряла свой блеск, значит, ее жизнь завершена, и говорят, что она «умерла». Чтобы продлить жизнь бирюзы , ее следует оберегать от кремов, духов, мыла. Ее нельзя мочить, поэтому при мытье рук кольца с бирюзой обязательно надо снимать. Изделия с бирюзой нужно оберегать от нагрева, резких перепадов температур, от воздействия кислот, абразивов и испарений, пота и яркого прямого солнечного света. Их нельзя чистить в мыльных растворах, а после носки рекомендуется протирать сухой мягкой тканью. Бирюзу следует хранить в месте, защищенном от проникновения света и влаги.

28. Еще в древние времена на Востоке делали попытки «оживить» бирюзу. Растительное масло пагубно влияет на бирюзу, а животный жир (бараний жир или курдючное сало) наоборот оживляет ее. Об этом писал знаменитый персидский ученый-энциклопедист Абу Райхан Аль-Бируни (10-11 века): «Лечат ее жиром и курдючным салом, поэтому она становится превосходной в руках мясников». Был также другой способ, который состоял в том, чтобы натереть бирюзу сырым мясом или дать проглотить индюку.

29. Натуральная бирюза нигде не встречается в виде сплошных масс или крупных кусков, она не образует больших скоплений. Вес целых кусков чистой бирюзы обычно не превышает 30-50 грамм. Обычно бирюза встречается в виде скрытокристаллических плотных масс, прожилок, корочек, мелких округлых вкраплений. Большие куски бирюзы часто говорят об имитации.

30. бирюза - очень популярный драгоценный и поделочный камень, который широко используется в ювелирном деле. Из-за сравнительно небольшой твердости ее обычно не подвергают огранке, а обрабатывают в виде кабошонов или бусин. бирюза высокого качества легко шлифуется и полируется. Она хорошо сочетается с серебром и золотом, а также с другими ювелирными камнями. Тонкие пластины бирюзы применяют для инкрустации по металлу или дереву, используют в резных художественных изделиях.

31. Существует интересное поверье, что бирюза облегчает страдания от тяжелого похмелья. Некоторые целители для снятия похмельного синдрома советуют, держа в правой руке хорошо отполированный кусочек бирюзы , потереть им левую ягодицу.

Бирюза: настоящая или подделка?

Этот вопрос часто звучит на форумах, его часто задают неискушенные покупатели украшений с бирюзой. Вопрос сложный и требует обширных знаний предмета. Для начала надо определиться с терминами и выяснить что есть настоящая бирюза и что есть подделка. Сразу оговоримся, что мы не согласны с большинством авторов, которые относят к подделкам и имитациям все, что не является результатом какой-либо обработки камня кроме собственно ювелирной огранки. На наш взгляд, такой подход является либо типичным узко-цеховым ("пуристическим"), либо не профессиональным (часто можно увидеть на разных женских форумах).

Следует отметить, что бирюза - относительно мягкий и поэтому очень чувствительный камень. При частой носке цвет ее может побледнеть, поэтому издавна (не говоря уже о сегодня, когда количество природной бирюзы становится все меньше и меньше!) бирюза даже хорошего качества подвергалась обработке, которая делала бирюзу более устойчивой и пригодной для использования в ювелирном деле (промышленности). Еще в давние времена на Востоке, а потом и на Западе делали попытки "оживить" бирюзу. Например, возможности "оживления" бирюзы подробно описывает среднеазиатский ученый-энциклопедист аль-Бируни (X--XI века): "Бирюза, подобно тому, как она умирает от (растительного) масла, оживает от (животного) жира; лечат ее жиром и курдючным салом, поэтому она становится превосходной в руках мясников, особенно тех, кто разделывает туши ножом с рукояткой из бирюзы".

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе и отделить "зерна от плевел", мы предлагаем взять за основу класификацию, которая принята в американской юридической и ювелирной терминологии, где бирюзу принято делить на следующие категории:

1) ПРИРОДНАЯ (НАТУРАЛЬНАЯ) БИРЮЗА (Natural turquoise)

Т.е. необлагороженная, ничем не прокрашенная и не пропитанная, несинтетическая, твердая (нерыхлая), непористая бирюза наивысшего качества. В данном определении термин "природная" должен пониматься как "девственный", "созданный самой природой" и означает, что природная бирюза изначально и сама по себе такова, что не нуждается в какой-либо дополнительной обработке и никогда не подвергалась какому-либо изменению (кроме шлифовки или огранки) со стороны человека.

Это наиболее ценная и дорогая бирюза, она не предназначена для массового рынка и искать ее в магазинах наивно и бесполезно. Такая бирюза практически не встречается в современных ювелирных изделиях (только 3% от общей массы изделий с бирюзой). Отсюда ясно, что любой вопрос о том является ли бирюза натуральной в указанном смысле в бусах стоимостью 200 или даже 3000 рублей по меньшей мере наивен и основан на полном незнании предмета.

2) УКРЕПЛЕННАЯ или ЦЕМЕНТИРОВАННАЯ БИРЮЗА (Stabilized turquoise)

Это среднего качества бирюза (т.е. более мягкие и пористые или известковистые (chalk) образцы природной бирюзы), качество которой улучшается путем пропитки различными прозрачными натуральными или искуственными органическими цементами (полистиролом, эпоксидной или алкидной смолой, маслами, воском, парафином, жиром, выпаренным кварцем и т.п.). Т.е. в данном случае, целью и результатом обработки является укрепление твердости структуры и консервирование изначальной природной окраски, сделать ее более пригодной для использования в ювелирном деле. В результате укрепления (стабилизации) плотность мелоподобной бирюзы может возрасти с 1,8 до 2,45 г/см3, твердость - от 2 до 5, а показатель преломления достигть 1,61, т. е. физические свойства укрепленной бирюзы становятся близкими к твердым природным образцам так же, как химический состав и структура камня. При этом резко улучшается его декоративность: в отличие от природной бирюзы, окраска которой меняется со временем под воздействием внешней среды и соприкосновения с кожей, укрепленная бирюза надолго сохраняет свой цвет.

Укрепленная бирюза при хорошей обработке визуально не отличима от высокосортных природных образцов и часто продается по той же цене, иногда несколько дешевле. Обработанная таким способом бирюза настоящая и не является подделкой.

В последнее время появились запатентованные технологии укрепления (Enhancement) бирюзы среднего качества с помощью выпаривания кварца (Vapored quartz). Этот метод позволяет получить бирюзу высокого ювелирного качества, которая ни по внешнему виду, ни с помощью геммологических тестов, неотличима от природной!

3) ОБЛАГОРОЖЕННАЯ (Color-Treated turquoise)

Если помимо цементирования вышеуказанным способом бирюзу подкрашивают (обычно пытаются подражать Персидской голубой бирюзе, которая является стандартом цвета или же просто затемняют матрицу, чтобы она сильнее контрастировала с основным цветом), то такую бирюзу называют "облагороженной" (treated) или "усиленной цветом" (Color-Enhanced). В данном случае целью и результатом обработки является укрепление твердости структуры, восстановление и/или изменение изначальной природной окраски в ювелирных целях. Облагороженная бирюза может быть распознана по тому как она выглядит: она имеет характерный пластмассовый глянец, неестественно голубой цвет и отполированность. Именно поэтому, от природы красивая и обработанная лишь с помощью бесцветного воска или искусственной смолы УКРЕПЛЕННАЯ БИРЮЗА ценится дороже, чем ОБЛАРОЖЕННАЯ БИРЮЗА, обработанная с помощью красителей.

Но еще раз подчеркнем, что обработанную таким способом бирюзу также нужно считать настоящей. Имитация и подлог возникают только тогда, когда вам продают облагороженную из низкосортного и некондиционного матриала бирюзу под видом и по цене высокочественной природной. По правилам Международной Ассоциации Ювелиров (ICA) этот вид обработки должен всегда указываться производителем (!)

Встречаются такие комерческие разновидности облагороженной бирюзы:
3.1) Яблочно-зеленая бирюза (Apple Green Chalk Turquoise)
3.2) Розовая бирюза (Fuchsia Chalk Turquoise)
3.3) Австралийская зеленая бирюза (Aussie Green or Like Green Chalk Turquoise)
3.4) Мелоподобная бирюза (Chalk Turquoise): изначально бледная и очень рыхлая низкокачественная бирюза, цементированная и облагороженная до чистого небесно-голубого цвета, имитирующего бирюзу из копи "Спящая красавица". Производится в основном в Китае, провинция Хубэй, копь "Пропавшей сестры".

4) Не является имитацией и подделкой и так называемая ВОССТАНОВЛЕННАЯ или РЕКОНСТРУИРОВАННАЯ БИРЮЗА (Reconstituted turquoise)

Это измельченные в порошок частицы низкосортной и некондиционной (например, изветсковистой (мелоподобной) бирюзы), либо отходы высокосортной природной бирюзы (т.е. весь "бирюзовый мусор", если так можно выразиться), скрепленные между собой органическими или синтетическими цементами и спресованные в брикеты (блоки) для дальнейшей обработки и огранки. Это наиболее дешевая разновидность бирюзы, которая на нашем рынке часто обозначается термином "прессованная бирюза". Некоторые специалисты и ювелиры ("пуристы") безоговорчно называют такую бирюзу подделкой, имитацией или "синтетическим бирюзоподобным продуктом, получившим широкое распространение на Западе". Мы же придерживаемся точки зрения, что такая бирюза не является ни имитацией в полном смысле слова (т.е. не является имитацией, поскольку сама является бирюзой), ни тем более подделкой: по крайней мере, при условии, что такая бирюза целиком реконструирована из бирюзы без добавления других материалов кроме цементов и не продается под видом и по цене природной. Однако, проблема как раз в том, что часто под видом восстановленной бирюзы продают чисто синтетическую бирюзу. Этим пороком грешат мнгоие азиатские производители и поставщики.

Резюме:

Следует знать и выяснять значение употребляемых терминов: бирюза в смысле определений 2, 3 и 4 является является настоящей бирюзой, поскольку не является имитацией бирюзы как таковой, т.к. сущность у них одна и таже. Но в тоже время, можно сказать, что она является имитацией природной бирюзы наивысшего качества, но не является подделкой. Из этого следует также, что любая другая т.н. "бирюза", о которой пойдет речь ниже, будет являться имитацией бирюзы в полном и безусловном смысле. Мы также считаем, что любая созданная в лабораториях бирюза, даже полностью идентичная по своим химическим и физическим свойствам природной, ни в коем случае не будет считаться ни настоящей, ни природной бирюзой, а лишь ее более или менее удачной копией!!!

Имитация бирюзы

5) ИМИТАЦИЯ БИРЮЗЫ (Imitation turquoise)это вообще не бирюза, а либо

а) прокрашенные в массе природные минералы, либо

б) искусственные материалы, которые имитируют цвет природной бирюзы.

Бирюза всегда побуждала камнерезов искать похожие на нее минералы, которые в их естественном виде или после искусственного подкрашивания могли бы применяться в ювелирных изделиях вместо бирюзы. Еще в 1546 году Агрикола писал: "Никакой другой драгоценный камень невозможно настолько неотличимо имитировать, как бирюзу...". Сейчас таких минералов насчитывается около двадцати. В качестве природных имитаций бирюзы часто фигурируют такие минералы, как хоулит, магнезит, кахалонг, хризоколла, низкосортный лазурит, халцедон, яшма. Существуют имитации из обожженного гипса и алебастра.
Также бирюзу очень часто подделывают пластмассой (при нагревании плавится и воняет, она не пористая), поверхностным окрашиванием медью кости и подобных материалов (внутри белая, способом отделения является способность органики к горению), из стекла и фарфора и пр.

5.1) ПРИРОДНЫЕ ИМИТАЦИИ БИРЮЗЫ

5.1.1) ХОУЛИТ (синонимы: гоулит, каулит, силикоборокальцит; турквенит

а) разновидность хоулита или

б) окрашенный под бирюзу хоулит) - это дешевый природный минерал, которым имитируют и натуральную, и синтетическую бирюзу, лазурит, розовые и красные кораллы. Цвет природного хоулита обычно белый или серый, часто встречаются минералы с коричневыми и черными прожилками (эти прожилки напоминают прожилки бирюзы). Хоулит на две единицы мягче бирюзы. Хоулит легко красится в синие, бирюзовые, зеленые и любые другие тона и поэтому очень часто выступает вкачестве заменителя бирюзы (а также красных или розовых кораллов). Имитация получается настолько точной, что некоторые продавцы сознательно или по не знанию выдают окрашенный хоулит за настоящую высокосортную бирюзу. Из хоулита режут бусы, кабошоны и даже небольшие фигурки, в то время как бирюза не встречается в виде больших и крупных кусков (в отличие от хоулита). Отполированная поверхность хоулита блестит, словно фарфор (еще одно отличие от бирюзы). Главные месторождения расположены в Новой Шотландии (Канада). Встречается хоулит и на территории Калифорнии (США). Если Вы недорого приобрели хоулит, окрашенный или природного цвета - это удачная покупка. Но если Вам продали хоулит под видом другого дорогого и ценного минерала (например, бирюзы, кораллов) - то это подмена и чистое мошенничество.

5.1.1) ОДОНТОЛИТ

В виде подделок под бирюзу используют одонтолит и окрашенную соответствующим методом обработанную кость.Ондолит внешне очень похож на бирюзу, нередко называют его "костяной бирюзой", "бирюзовым зубом", "западной бирюзой". Обосновывая гипергенный генезис бирюзы, некоторые авторы [Да на Э. С, 1937] считают, что одонтолит - это кости и зубы животных, пропитанные бирюзой. Действительно, одонтолит не минерал и представляет собой кости вымерших животных, но пропитанных не бирюзой, а водным фосфатом железа вивианитом Fe3 (Р04)2-8Н20, иногда называемым "голубой железной землей". Некоторые одонтолиты пропитаны медными минералами, тогда цвет их зеленый.Умеренное нагревание серо-синего одонтолита придает ему небесно-голубой (бирюзовый) цвет. Если кости пропитаны солями меди, одонтолит при нагревании приобретает зеленый цвет. Показатель преломления одонтолита 1,57-1,63. Твердость 5. Плотность выше 3 г/см3. Вскипает от соляной кислоты. В шлифах видна первичная органическая структура минерала. Одонтолит легко распознается при исследовании под лупой по характерной для кости ячеистой структуре. Капля соляной кислоты оставляет на его поверхности многочисленные пузырьки - свидетельство реакции с присутствующим в кости карбонатом кальция.

5.1.2) ВАРИСЦИТ - водный фосфат алюминия - Аl(Р04)-2Н20

Обычно содержит некоторое количество железа, по физическим свойствам близо к бирюзе. Медь в состав минерала не входит. Окраска зеленая, темно-зеленая, голубая и желтая. Блеск стеклянный. Образует корочки, желвачки, редко кристаллы октаэдрического облика. Твердость 4-5. Плотность 2,4-2,5 г/см3. Спайность отсутствует. Показатель преломле ния до 1,57. Варисцит найден в Саксонии, в местности, называемой ранее Варисциа, что и дало название минералу. Найденный в Австралии минерал, обладающий свойствами варисцита, назван "австралийской бирюзой", или "австралийским нефритом". Наиболее распространенные разности варисцита развиваются в виде глазков, что не характерно для бирюзы. Варисцит - драгоценный камень Америки, ценится высоко. Высококачественный варисцит такая же редкость, как и хорошая бирюза, если не более редкий.

5.1.3) ХРИЗАКОЛЛА

Минерал, который нередко принимают за бирюзу. Это водный силикат меди с сильно меняющимся составом и переменными константами. Окраска синяя, голубая и голубовато-зеленая. Твер дость 2-4. Плотность 2-2,4 г/см3. Показатель преломления 1,50. Широко развита в зоне окисления месторождений полиметаллов и меди, образует корочки и тонкие прожилки, весьма характерны сферолиты, нередко развивающиеся по бирюзе.

5.1.4) ФАУСТИТ

Цинковый аналог бирюзы яблочно-зеле ной окраски - ZnAl6 (P04)4(OH)8 -5 Н2 О. Состав (в %): СuО 1,61, ZnO 7,74, А1203 35,31, Fe203 1,73, Р205 34,83, Н20 18,78. Фаустит образует прожилки и желваки. Излом ровный слабораковистый. Хру пок. Плотность 2,92 г/см3. Твердость 5,5. Строение микрозернистое, показатель преломления 1,61. Рентгенограммы бирюзы и фаустита близки.

5.1.5) ЛАЗУЛИТ

Минерал по химическому составу близок бирюзе, представляет собой водный фосфат алюминия, содержит примеси железа и магния. Образует изоморфный ряд от светло-голубого лазулита - (Mg, Fe) А12 (Р04)2 (0Н)2 до темного скорцалита - (Fe, Mg) Ai2 (Р04)2 (OH)2 . Твердость 5,5. Плотность 3,1 г/см3, чем и отличается от бирюзы. Показатель преломления 1,61-1,64. Минерал иногда называют "голубым шпатом". В отличие от тонкокристаллической бирюзы он представлен тонкозернистым агрегатом. Известен в Швейцарии, Бразилии, в США (в штатах Нью-Мексико и Калифорния). Небольшие месторождения лазулита имеются в Канаде. На месторождениях Средней Азии отмечаются синеватые корочки и прожилки, напоминающие описываемый минерал.

5.1.6) ОКРАШЕННЫЙ КВАРЦ

Материал, значительно дешевле, чем бирюза, предлагается американскими поставщиками драгоценных камней.

5.1.7) СТЕЛЛАРИТ

Уникальная комбинация азурита, силикатов меди, бирюзы, малахита, халькозина, самородного серебра и сульфидов железа . Найден в юго-западной части США, обладает оригинальной окраской (два оттенка голубого цвета на черном и серебристом фоне), прекрасно полируется и может быть использован в ювелирных изделиях из серебра и золота.

5.1.8) ВАРДИТ

Водный фосфат алюминия - NaAl3 [(ОН)4(Р04)2 ] -2 Н20 или Na4CaAl12(P04)8(OH)18 6H20. Редкий минерал, несколько сходный с бирюзой, встречается в виде голубовато-зеленых конкреций в пустотах желваков варисцита в шт. Юта (США). Твердость 5.Плотность 2,81 г/см3 Показатель преломления 1,590-1599.

5.1.9) АЛЮМОХАЛЬКОСИДЕРИТ

Минерал, промежуточный между халькосидеритом и бирюзой- CuAl2Fe4(OH)8 (P04)4 -5 Н20. Цвет густой зеленый, травяной до синевато-зеленого. Излом неровный до раковис того. Твердость 4,5. Плотность 3 г/см3. Образует небольшие шарообразные агрегаты и корочки.

5.1.10) РАШЛЕЙЧИТ (РАШЛЕИТ)

По составу также промежуточный минерал между бирюзой и халькосидеритом. Богат железом (до 20%), в окраске преобладают зеленые тона. Макроскопически не отличим от зеленых разностей бирюзы.

5.1.11) ХАЛЬКОСИДЕРИТ

Железистый аналог бирюзы-CuO-3Fe203- 2Р205-9Н20, окрашенный в светлые желто-зеленые тона. Сингония триклинная. Оптически отрицательный минерал. Твердость 4,5. Плот ность 3,1 г/см3. Образует скопления сноповидных кристаллов и корочки.

5.1.12) ЯШМА И ХАЛЦЕДОН

Крашеная яшма используется для имитации т.н. называемой "Африканской бирюзы" с легким зеленоватым оттенком. Кроме того, встречается имитация бирюзы, представленная халцедоном, окрашенным в соответствующий цвет. Эти камни прозрачнее бирюзы. Плотность их 2,63 г/см3. Показатель преломления 1,53.

5.1.13) ПРОСОПИТ

Благодаря примеси хромофоров просопит напоминает бирюзу высоких сортов.

5.1.14) МАГНЕЗИТ

5.1.15) КАХОЛОНГ

Имитация получается путём глубокого прокрашивания кахолонга

5.2) СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИМИТАЦИИ (synthetic turquoise)

Наиболее распространенный вид современной подделки бирюзы - синтетические имитации. Сегодня даже в ювелирных изделиях из золота преобладает однородная идеальная голубая синтетическая бирюза (с черными прожилками по поверхности или внутри камня или чистый цвет с белесыми включениями).

5.2.1) Наиболее древний искусственный заменитель бирюзы - стекло

Его применяли уже в Древнем Египте 4 тысячи лет назад (окрашенные кобальтом стеклянные бусы голубого цвета были найдены в усыпальнице Тутанхамона (1350 до н. э.)). В качестве красителей в этих стеклах применялись медь и кобальт, позднее, для придания более близкого к природной бирюзе вида, - окись цинка. Эти стекла имеют плотность 2,8-3,3 г/см3 и показатель преломления 1,6. При рассмотрении их через лупу видно, что это не бирюза, а стекло, содержащее многочисленные газовые пузырьки. В числе имитаций под бирюзу применяют керамику, в том числе фаянс, фар фор и эмали. Эмали, имитирующие бирюзу, представляют собой слегка обесцвеченное силикатное стекло с примесью смеси окислов металлов. Исследование этих веществ позволяет отличить их от бирюзы по более грубому, шагреневому виду поверхности, меньшей плотности и стекловатому блеску.

5.2.2) "Венская бирюза"

Еще одна искусственная имитация бирюзы, получившая распространение в Европе с 19 в. и представляющая собой термически обработанную и спрессованную смесь малахита, гидроокиси алюминия и фосфорной кислоты (по другим источникам: получается путем прессования осажденного фосфата, подкрашенного олеатом меди). "Венская бирюза" имеет сравнительно низкий показатель преломления (1,45) и при нагревании в пламени газовой горелки спекается в черное стекло, тогда как природная бирюза при нагревании превращается в темно-бурый порошок.

5.2.3) Бирюза под названием "неолит"

Из фосфата меди и гидроокиси алюминия (синтезирована в ФРГ в 1957 г.). В такой синтетической бирюзе появляется яркая зеленовато-желтая окраска, нехарактерная для природной бирюзы. При нагревании она чернеет, а не трескается. Это вещество с показателем преломления 1,55 - смесь бейерита и фосфата меди с темными прожилками "матрицы", полученное благодаря примеси аморфных соединений железа. Практически неолит идентичен венской бирюзе.

"Венская бирюза" и неолит под действием соляной кислоты приобретают яркий зеленовато-желтый цвет, никогда не проявляющийся в природной бирюзе.

5.2.4) ПЛАСТИК - самая дешевая имитация бирюзы

Из него отливают кабошоны, иногда с характерным рисунком паутины. Но окраска пластиковых изделий слишком совершенная. Они легче, мягче, не пористые и без воскового блеска.

6. ИСКУССТВЕННАЯ БИРЮЗА (artificial, industrial turquoise)

Кроме того, во многих странах в настоящее время получают искусственную бирюзу, имеющую аналогичный или близкий состав, и практически неотличимую от природной. Например, синтетическая бирюза, практически неотличимая от природной, была получена в еще в СССР. Она имеет ярко-голубой цвет с различными оттенками и текстурными особенностями, которые характерны для кондиционных сортов природной бирюзы. Ее химический состав аналогичен природной бирюзе, а дебаеграмма показывает набор всех основных линий бирюзы.

Когда вы покупаете бирюзу, сначала спрашивайте является ли данная бирюза настоящей, чтобы убедиться в том, что вам предлагают не имитацию и не искусственную бирюзу. Получив ответ на первый вопрос, постарайтесь узнать какой обработке (укрепление, облагораживание, восстановление) подвергалась эта бирюза. Будьте внимательны в терминах и старайтесь выяснить именно то насколько глубоко подвергалась обработке ваша бирюза, поскольку некоторые производители и торговцы называют природной бирюзой ту, которая только выглядит как природная, а на самом деле может быть прессованой или что еще хуже - синтетической имитацией!

Затрудняет выяснение истины не только использование одних и теже терминов в разных значениях, но и то обстоятельство, что обработкой и облагораживанием бирюзы занимаются прежде всего сами владельцы и разработчики месторождений, заинтересованные в повышении рентабельности своих копей, поэтому многие торговцы и даже ювелиры могут не знать, что они продают, и добросовестно заблуждаться относительно качества предлагаемой вам бирюзы.

Marina Berlucci ®

Источник (публикуется с разрешения) - www.shoppingoff.net/aticles/904/ . Интернет-магазин“E&N Style”! Наша творческая мастерская “E&N Style” - это сочетание стиля и элегантности, традиций и новаторства. Если Вы не подобрали себе ничего подходящего из готовых изделий, то наши авторы готовы выполнить заказ по Вашему эскизу. Направления нашей деятельности:

  • Дизайнерские укращения ручной работы
  • Дизайнерские предметы интерьера
  • Подарочные открытки
  • Оформление и упаковка подарков
  • Картины ручной работы
  • Вязаные вещи ручной работы
  • многое другое

Бирюза считается одним из самых загадочных камней. Глазами химика — это водный фосфат алюминия и меди. Вроде бы, ничего особенного. Почему же бирюза остаётся популярной уже более 8000 лет?

Древнейший талисман

Русское название бирюзы произошло от персидского «фируза» (piryzen), что переводится как «победоносный». Удивительно, но именно этот, а не какой-нибудь из драгоценных камней, различные народы считали священным талисманом.

Изделия с бирюзой обнаруживают при раскопках в Египте, Средней Азии, Америке, Индии и Китае. Так, много тысяч лет назад египтяне делали из голубого камня священного жука-скарабея, инкрустировали этим камнем одеяния цариц и гробницы фараонов. Бирюзой были украшены саркофаг и сокровищница Тутанхамона, убранство Нефертити. Возраст древнейшей находки археологов — 8000 лет! Ей оказался браслет из золота с бирюзой, который был обнаружен на египетской мумии.







Бирюза является национальным камнем иранцев(персов). В музее шахских драгоценностей, расположенном в иранском Центральном банке, хранится редчайшая коллекция уникальных украшений с голубыми камнями. в этой стране ценится в несколько раз дороже золота.

Ярко-голубой камень очень любили индейцы в Мексике и Америке. В захоронениях ацтеков было обнаружено более 50 000 (!) изделий с бирюзой.

Особым почётом камень пользовался у мусульман. Известен самородок бирюзы, на котором была начертана легенда о Магомете.


А на Руси этот камень долгое время считался талисманом невест. В средние века обручальные кольца молодожёнов делались обязательно из бирюзы. В наше время принято дарить на пятилетие свадьбы.

Оттенки бирюзы

Бирюза имеет множество оттенков: от светло-голубого до бурого. На самом деле насыщенность цвета бирюзы зависит от количества меди. Поэтому чем ближе к поверхности земли бирюзовая жила, тем бледнее оттенок камня.

Средняя «продолжительность жизни» бирюзы — около 20 лет, хотя высококачественные экземпляры могут храниться многие столетия. Интересно, что с годами камень стареет, приобретая «более зрелый» зелёный оттенок.

Наиболее ценными считаются небесно-голубые камни. Такие минералы имеют самую плотную, по сравнению с другими разновидностями, структуру и не содержат железа. Неслучайно именно эта разновидность камня дала название новому цвету — бирюзовому.


Где же добывается такая красота?

Месторождения бирюзы

Месторождения бирюзы встречаются достаточно часто, однако не все они дают камни высокого качества. В основном добыча минерала осуществляется в Египте, Узбекистане, Афганистане, Китае и США, но самую лучшую в мире бирюзу по-прежнему находят в Иране.

Знаменитая персидская бирюза из Нишапурского месторождения является признанным эталоном и известна на весь мир своим высоким качеством. Она добывается исключительно вручную, поэтому намного дороже камней, найденных в других странах.


Почему бирюзы не бывает в средних широтах или дождливых тропиках? Всё дело в том, что этот камень совершенно не терпит влажного климата и осадков.

Обработка бирюзы

Обрабатывать бирюзу умели ещё в древности. Так, в античные времена для придания блеска на минерал наносили смолу или воск, благодаря чему матовый камень приобретал сияние и становился более прочным.


В наше время в ювелирных изделиях нередко используют спрессованную бирюзу, изготовленную из крошки натурального природного камня. Облагороженная таким образом бирюза гораздо ярче, прочнее, долговечнее и устойчивее к внешним воздействиям, чем натуральные самородки.

Учитывая сравнительно невысокую твёрдость камня (5-6 по шкале Мооса), бирюзе чаще всего придают огранку кабошон, которая подчёркивает глубокий цвет камня и защищает его от возможных механических повреждений.

Высококачественная бирюза легко поддаётся шлифовке и полировке, хорошо сочетается с драгоценными металлами и отлично смотрится в любых украшениях. Неслучайно изделия с этим камнем выбирают такие звёзды, как Меган Фокс, Камерон Диаз, Сара Джессика Паркер, Хайди Клум и другие.


Бирюза — достаточно чувствительный камень, поэтому требует определённого ухода.

Она реагирует на влагу, жиры и эфирные масла. Чрезмерное содержание углекислого газа в воздухе может привести к тому, что ярко-голубой камень станет зелёным. Под воздействием высоких температур она окисляется, а долго находясь на солнце — обесцвечивается.


Но не всё так печально.

Для того чтобы украшения с бирюзой радовали вас долгие годы, следует оберегать их от косметических средств (кремов, духов и мыла). Камень нельзя мочить, поэтому при мытье рук кольца с бирюзой необходимо снимать. Оберегайте камень от нагревания, резких перепадов температур, прямых солнечных лучей, воздействия кислот и абразивов.

Ни в коем случае не чистите бирюзу мыльной водой, а после носки протирайте украшения сухой мягкой тканью. Храните изделия с этим камнем в закрытой шкатулке, защищённой от проникновения света и влаги.


Как отличить натуральную бирюзу от подделки?

Парадоксально, во всем мире бирюзовые рудники неуклонно сокращают добычу по причине истощения, а количество изделий с «бирюзой» и размеры вставок в украшениях постоянно увеличиваются. Для примера, Узбекистан с конца 60-х годов XX века являлся основным поставщиком бирюзы для ювелирной промышленности СССР . По состоянию на 2011 год, по сведениям автора, добыча бирюзы в Узбекистане не ведётся вообще.

Еще пару десятков лет назад, покупая украшение из бирюзы, никто не мог даже предположить, что в изделии может быть не натуральный камень, а имитация. Сегодня, в начале XXI века, наблюдается противоположная картина - большинство покупателей нисколько не сомневаются, что любые ярко-синие вставки в украшениях и есть настоящая бирюза, а всё остальное - неизвестно что, но уж точно не она: «Мы что бирюзу настоящую не знаем!?»… Вряд ли этому стоит удивляться. Мы восторгаемся вкусами, полученными с помощью химии, потребляем продукты, изменённые на генном уровне, одеваемся в одежду, получаемую из нефти. Мир стал синтетическим и искусственным настолько, что приглушённая и утончённая натуральность отвергается нами как несовершенство.

Написать статью о бирюзе меня побудили многочисленные заметки на разных сайтах, полемика на форумах, различия в терминологии и в переводах, «просветительские» опусы от продавцов камней, «объясняющие», что считать настоящим, а что нет, где каждый пытается обелить своё и очернить конкурентов. К сожалению, большая часть информации в виртуальном пространстве мало приближает нас к ответу на вопрос: что перед нами, красота природы или человеческого разума? Хочу предупредить, в данной статье, как впрочем и в любой другой, вы также не найдёте однозначного ответа. Всё же я надеюсь, что приведённые здесь сведения позволят сориентироваться в этом сложном вопросе и помогут избежать заблуждений и грубых ошибок при выборе украшений.

Итак, бирюза, очаровательный камень более других самоцветов окружённый ореолом мистических поверий и бесконечного шарлатанства.

Свойства.

Бирюза один из самых изменчивых минералов. Мы все знаем и используем применительно к цвету слово «бирюзовый», но не задумываемся, насколько оно неполно характеризует цвет природной бирюзы. Ведь кроме классической бирюзовой существует белая, голубая, зеленая, салатная, желтая, коричневая бирюза, а также различные промежуточные оттенки и комбинации цветов. Окраска бирюзы может меняться в пределах одного месторождения и даже в пределах одного фрагмента сырья.

Кроме равномерно окрашенной встречается бирюза с цветовыми переходами, вкраплениями, сеткой из других минералов - так называемая «бирюзовая матрица».

Иногда вмещающая порода придаёт бирюзе свой тон - рыжеватый, черный, коричневый или более темные оттенки зеленого и синего цвета. Такая пестрая бирюза высоко ценится, прежде всего, коллекционерами, сетчатой бирюзы, так же как и камней с вмещающей породой, неоднородной и переменно-окрашенной с каждым годом становится всё меньше.

Бирюза самого яркого и насыщенного «бирюзового» цвета на мировом рынке ювелирных камней считается идеальной. Цвет такой бирюзы называется «королевский синий» («Royal Blue»). Подавляющее большинство месторождений в мире не содержит такой бирюзы вообще и лишь на некоторых рудниках она встречается в количестве не более 100 грамм на тонну (!) более низкосортной. Тем не менее, в дело идет практически вся добываемая бирюза, невзирая на качество. Конечно, никто не использует мелоподобную субстанцию неопределённого бледного цвета в украшениях. Такое сырьё либо "улучшают" (стабилизируют), либо используют в качестве основы для производства так называемой восстановленной бирюзы.
Кроме цвета различается бирюза по плотности и твёрдости. Обычно эти две характеристики связаны. То есть чем выше твёрдость, тем плотней камень и тем выше он ценится. Понятно, что более твёрдые камни будут меньше царапаться и стираться в процессе эксплуатации украшений.
Еще одно свойство - пористость. В той или иной степени она присуща любой бирюзе. Разумеется, монолитные агрегаты менее пористы и потому ценятся выше.

Из-за пористой структуры бирюза способна впитывать жиры, масла и жидкости и при этом менять цвет, что, по-видимому, породило легенды об изменчивости камня при смене владельца. С точки зрения физики в этом нет никакой мистики. У каждого владельца украшений свои привычки и потому, когда один человек, к примеру, постоянно контактирует с жидкостями, то бирюза в его кольце будет напитана влагой и соответственно будет более тёмная. Если у кольца появится более «сухой» владелец, то через какое-то время камень испарит внутреннюю влагу и поблекнет. Чем не сценарий для суеверного повествования?
Стоит отметить, насыщенность цвета натуральной бирюзы в украшениях будет меняться в любом случае в зависимости от стиля ношения и привычек владельца. В средневековье бирюзу называли «камнем мясников» из-за того, что у людей, контактирующих с животным жиром, были самые сочные бирюзовые украшения. Видимо это наблюдение в дальнейшем способствовало появлению процессов улучшения качества камней путем пропитки.

С древних времен добыча бирюзы не могла покрыть высокий спрос на камень. И во все времена торговцы пускались на всевозможные ухищрения, чтобы повысить качество и стоимость товара. История не сохранила имен «изобретателей», когда-то придумавших методы улучшения внешнего вида бирюзового сырья, но в настоящее время многие из этих древних методов получили развитее с учетом современных технологий. В наши дни бирюзовое сырье пропитывают парафином и воском, акриловыми красками и эпоксидными смолами, бомбардируют электронами и варят в автоклавах…

Процессы улучшений бирюзы многочисленны и применяются в зависимости от качества сырья. Обычно производители не склонны делится технологическими секретами с конкурентами и потому во многих случаях ограничиваются лишь упоминанием об изменениях, не вдаваясь в детали. На международном рынке ювелирных камней сложилась терминология, обозначающая, каким воздействиям подверглось бирюзовое сырьё.

Терминология.

Натуральная бирюза (natural turquoise).

Камень без изменения химического состава и без каких-либо манипуляций по изменению твёрдости, цвета, пористости. Т.е. камень, который был найден в природе и которому придана форма в соответствии с замыслом мастера. Кроме обточки, шлифовки и полировки камень не подвергается никакой обработке. Натуральная бирюза по причине естественной пористости в той или иной степени может со временем изменять цвет из-за впитывания масел и жиров при контакте с телом человека и окружающей средой.

Стабилизированная бирюза (stabilized turquoise).

Натуральный камень, который был изменен химически с целью снижения пористости. Целью процесса стабилизации является предотвращение дальнейшего изменения окраски камня из-за нежелательного впитывания и последующего вымывания/испарения жиров и жидкостей. В результате стабилизации цвет камня становится насыщеннее. Эффект аналогичен повышению яркости окраски, к примеру, ткани при намокании или потемнению поверхности дерева при увлажнении. Стабилизация методом пропитки воском, жирами или маслами применялась издревле. И до сих пор пропитка парафином является одним из наиболее доступных методов повышения внешних характеристик натурального сырья . В промышленных условиях чаще применяется пропитка эпоксидной смолой или полистиролом.

Облагороженная или улучшенная бирюза («color-treated turquoise)», «color-enhanced turquoise», «color-infused turquoise» - примерный перевод: «пропитка цветом», «улучшение цвета», «вымачивание в красителе»).

Натуральная бирюза, пропитанная красящим химическим составом с целью улучшения цвета. В некоторых случаях в состав пропитки кроме красителя вводят вещества повышающие твёрдость камня. Облагороженная бирюза обычно выглядит более сочно, нередко с характерным пластиковым блеском. Процессы облагораживания и стабилизации близки. И в первом и во втором случае используется пористость бирюзы и способность к впитыванию химических составов. Иногда в американских публикациях пропитку маслом или парафином (воском) выделяют в отдельный метод облагораживания (waxing and oiling), а пропитку красителем называют окрашиванием (dyeing).

Восстановленная или прессованная бирюза (reconstituted turquoise) - практически не производится в настоящее время (прим. редакции - 05.2014).

Это бирюзовая крошка, некондиционные обломки и прочие отходы бирюзы, связанные эпоксидной смолой или полистиролом и спрессованные в куски пригодные для обработки. Нередко в связующий полимер добавляют краситель.

Синтетическая бирюза (synthetic turquoise).

В наше время сложно найти ювелирный камень, который бы не синтезировали в лабораторных условиях. В ряде случаев синтетические камни практически неотличимы от своих натуральных собратьев ни по химическому составу, ни по физическим свойствам. Бывает, стоимость синтетических аналогов соизмерима со стоимостью природных камней. Это обусловлено тем, что многие процессы синтеза весьма трудоемки, а некоторые нерентабельны для получения ювелирного сырья.
Вспомним хотя бы историю синтеза алмазов. Впервые синтетические алмазы получили шведы еще в 1953 году, однако синтезировать алмазы ювелирного качества удалось в СССР лишь в конце 1960-х, а вывели рентабельную синтетику на рынок бриллиантов только в начале 2000-х производители из США.

Попытки синтезировать бирюзу также имеют долгую историю. Вот что об этом можно прочесть в книге Т.И. Менчинской «Бирюза» :
«Синтетическая бирюза впервые получена М. Гофманом в Германии в 1927 г. По твёрдости, плотности и химическому составу практически соответствует природной бирюзе. В 1972 г. синтетическая бирюза получена во Франции. Этот синтетический материал однороден, имеет прекрасный бирюзово-голубой цвет и ближе всех синтетических имитаций к лучшим образцам иранской бирюзы. Кабошоны из этой искусственной бирюзы неотличимы от природной даже при точных исследованиях. [...] По основным физическим свойствам искусственная бирюза идентична природным разностям. Отличия существуют в микроструктуре. [...]
Синтетическая бирюза, практически неотличимая от природной, получена в конце 70-х гг. во Всесоюзном научно-исследовательском институте синтеза минерального сырья Е.Е. Лисициной. Синтезированы как однородные разности яркого голубого цвета различных оттенков, так и разности с характерными текстурными особенностями, близкие к сетчатой или паутинной бирюзе. По химическому составу эта бирюза аналогична природной.»

Отличить синтетическую бирюзу от природной задача непростая. Ведь кроме одинакового внешнего вида они идентичны по химическому составу и физическим свойствам. Успокаивает лишь тот факт, что синтетика в действительности является бирюзой. То есть реальным минералом, а не обманом.

Перечисленные выше методы улучшения и синтеза бирюзы основаны на манипуляциях с натуральным минералом или синтезированным в точном соответствии с природной формулой сырьём и потому, по мнению автора, к ним применим термин «бирюза». Ниже описаны имитации, в основе которых натуральной бирюзы как таковой нет вообще, и потому использование в них названия этого минерала является откровенным обманом и призвано ввести в заблуждение доверчивых и неосведомлённых покупателей.

Имитация бирюзы другими минералами (imitation turquoise).

Некоторые минералы схожи с бирюзой по внешнему виду и потому могут выдаваться за бирюзу в изделиях. Из них можно упомянуть фостит, рашлейчит, варисцит, хризоколлу и другие. Список схожих минералов довольно обширен и читатели могут поискать возможные имитации в Интернете.

Некоторые минералы способны, так же как и бирюза, впитывать химические составы. Этот позволяет создавать имитации путем окрашивания. Один из наиболее известных имитирующих минералов - говлит (синонимы: силикоборокальцит, каулит, турквенит). Это минерал белого или серовато-белого цвета иногда с бурыми или чёрными прожилками похожими на бирюзовую матрицу. Легко поддается окрашиванию и потому широко используется в виде имитаций бирюзы, других ювелирных и поделочных камней, а также кораллов. Имитации из говлита очень схожи с натуральной бирюзой. Обычно выдает более сочная окраска и низкая цена.

Встречаются имитации сложного состава, такие как «венская бирюза» - смесь малахита с гидроокисью алюминия и фосфорной кислотой; неолит или бирюза Риза - имитация бирюзы с вмещающей породой из искусственного байерита - побочного продукта алюминиевого производства; необирюза - имитация бирюзы из гиббсита и фосфата меди .

По моим наблюдениям минералогические имитации в наше время встречаются всё реже, ввиду победного шествия искусственной бирюзы из полимерных и керамических заменителей.

Искусственная бирюза (simulated turquoise).

Материал, похожий на бирюзу только по цвету. Обычно в качестве замены используют пластмассу, керамику, стекло, эмаль. Искусственная бирюза - продукт химических манипуляций, обсуждать который в рамках статьи не имеет смысла.
Стоит признать, подавляющее большинство поделок с ярко-голубыми «бирюзовыми» вставками - бижутерия, бусы, бисер, броши, сувениры, - на ценниках которых гордо красуется термин «бирюза» не имеют ничего общего ни с бирюзой, ни с минералами вообще.

Покупая бирюзу.

Решение о покупке того или иного изделия с бирюзой или имитацией каждый принимает сам. Кто-то предпочитает только натуральные камни, для кого-то важней цвет или размер и безразлично каким обработкам подверглось натуральное сырьё. Ну а кому-то первична низкая цена и броскость изделия и совершенно неважно, из чего оно сделано. Невежественность и безвкусие потребителей стимулирует производителей создавать откровенный поточный ширпотреб из отходов химического производства и дешёвого сырья, сомнительного происхождения. Увы, мы сами формируем предложение своим заниженным спросом, а потом пытаемся найти жемчужины в горах мусора…

При покупке надо понимать, что приобрести изделия из натуральной бирюзы или хотя бы из улучшенного бирюзового сырья задача непростая. Обычно при продаже ювелирных изделий продавцы ссылаются на данные товарных ярлыков, которым нельзя всецело доверять. Во-первых, информация о ювелирных камнях в больших ювелирных магазинах не проверяется, а просто переписывается из сопроводительных документов. При этом камни от добычи до ювелирного магазина проходят через многие руки, и установить на каком этапе и кем была проведена геммологическая аттестация, определена подлинность, сортность, ценность практически невозможно. Во-вторых, отсутствует надлежащий международный контроль за рынком драгоценных камней, и у продавцов появляется естественное желание изменить характеристики в свою пользу. В-третьих, для определения качества и подлинности камней нужен опыт, профессиональные знания и специальное оборудование. И даже если магазин содержит в штате профессионального геммолога, то его технической оснащённости может быть недостаточно, чтобы установить подлинность и качество камня. К тому же штатный геммолог больше заинтересован в благополучии работодателя, а не в установлении истины.

В мире существуют специальные независимые центры сертификации, в которых осуществляется всесторонняя проверка ювелирных камней с выдачей сертификата. Геммологические сертификаты являются гарантом подлинности и ценности камня. Часто экспертиза делается на партию камней, если они еще не были оправлены.

К сожалению, нет однозначной методики, по которой можно было бы отличить натуральную бирюзу от подделок и улучшений, но при наличии некоторого опыта и внимательности можно избежать явных недоразумений при покупке украшений. Зачастую достаточно беглого осмотра минерала, чтобы отличить природную неповторимость от шаблонной имитации. В других случаях для установления истины требуется сложная геммологическая экспертиза. Приведу некоторые косвенные признаки, позволяющие отличить натуральный камень от имитаций.

Цена.

Натуральная бирюза не может быть дешевой. На минералогических и ювелирных рынках цена натуральной бирюзы варьируется от десятков до нескольких сотен долларов за 1 карат (0.2 грамма) и сильно зависит от качества сырья. Чем сочнее цвет, равномерней окраска и больше однородный фрагмент - тем камень дороже. Стоимость стабилизированной и облагороженной бирюзы ниже натуральной при аналогичных внешних свойствах. При покупке изделий это можно использовать как косвенный признак.

Как правило, высокосортную бирюзу используют в дорогих украшениях в сочетании с золотом и бриллиантами. С серебром используют либо натуральную бирюзу более низкого качества, либо стабилизированную, улучшенную или восстановленную.
Наивно предполагать, что бусы из однотонно-окрашенных крупных голубых камней и надписью «бирюза» на ярлыке по цене меньше 1000 долларов содержат натуральную бирюзу. В лучшем случае это минералогическая имитация, в худшем - керамика или пластик.

Несколько слов о бирюзе более низких сортов. Обычно такая бирюза традиционно используется в национальных изделиях американских индейцев, в тибетских украшениях, в поделках мастеров Ближнего Востока и Средней Азии. Это может быть натуральная бирюза с неравномерной и «нестандартной» окраской, сетчатая, с вкраплениями вмещающей породы и т.п. Подчас такая бирюза выглядит весьма оригинально, при этом имеет относительно невысокую цену и главное - рождена природой. Пример - Бирюза в серебре Тибет

Величина камней.

Встретить крупный фрагмент высококачественной бирюзы большая удача. Вставки из высокосортной натуральной бирюзы не могут быть большими. Фрагменты величиной с грецкий орех и более чрезвычайно редки. Большие фрагменты обычно неравномерно окрашены и либо распиливаются на более мелкие однородно окрашенные куски, либо облагораживаются каким-либо из перечисленных выше способов. Если в дорогом изделии красуется равномерно окрашенный камень насыщенного бирюзового цвета величиной с миндальный орех, то скорей всего это облагороженная, синтетическая или восстановленная бирюза. В свою очередь бирюза с неравномерной окраской, пятнистая, сетчатая, с вкраплениями породы и т.п. обычно используется в виде крупных вставок, позволяющих в одном фрагменте показать все оттенки необычного натурального минерала.


Цвет.

Чем насыщенней цвет, тем больше вероятность, что это в лучшем случае облагороженная или синтетическая бирюза, в худшем - пластиковая имитация. Самая дорогая первосортная бирюза обладает равномерным насыщенным цветом. Более бледная ценится ниже. Крупные и однородные камни неклассической окраски тоже могут иметь высокую стоимость, особенно коллекционные образцы. По мнению автора, изделия из натуральной бирюзы неравномерного окраса выглядят подчас более выигрышно по сравнению с однотонными бирюзовыми камнями, вызывающими сомнения в их подлинности и ассоциирующиеся с дешёвыми имитациями или химическими улучшениями.

«Презумпция виновности».

Перефразируя народный старательский постулат - «если вы сомневаетесь что перед вами золото, значит это точно не золото», - не стоит считать натуральной никакую бирюзу, в натуральности которой вы сомневаетесь. Если вас уверяют в обратном, то предложите представить доказательства или попросите разрешения провести испытания камня.

К сожалению, выявить стабилизированную и синтетическую бирюзу или минеральные имитации куда сложнее. Без специальных лабораторных исследований это не всегда под силу даже профессиональному геммологу.

Заключение.

По мнению автора, даже самые невзрачные, но натуральные камни гораздо ценнее облагороженных и измененных минералов. Натуральный камень это часть природы - естественная, единственная, неповторимая. Невозможно найти два одинаковых камня, так как природа не способна на унификацию и тиражирование, в отличие от человека, который своими действиями пытается улучшить творение природы сделать его внешне идеальным и… обезличивает камень, приближая по виду к куску крашеной пластмассы.

По данным «International Gem Society» только 0.1% добываемой в мире бирюзы относится к высшему сорту и менее 3% ювелирных украшений с бирюзой содержат именно натуральную бирюзу. Потому не стоит обольщаться по поводу ювелирных камней в украшениях, заполнивших рынки постсоветского пространства. Наверняка статистика соотношения натуральных камней к всевозможным имитациям и подделкам здесь еще печальней. Ассортимент изделий с «голубыми камнями» велик и продолжает расширяться и можно сделать выводы, что покупателям важна не натуральность и естественность природной красоты, а скорей яркость, величина и цена. Спрос, как известно, порождает предложение и желание удовлетворить этот спрос любым, даже нечестным путем. Оттого эта неестественная синева во всевозможных украшениях на прилавках магазинов бижутерии и мишуры, предлагаемая по бросовым ценам.

В ювелирных магазинах мне лишь несколько раз встречались изделия с натуральной или неотличимой внешне синтетической бирюзой. Это были золотые украшения с соответствующей ценой. Подавляющее же большинство украшений и изделий со вставками из «бирюзы», продаваемых как в солидных магазинах, так и сувенирных лавках не имеют с натуральным камнем ничего общего.
Как же быть любителям утонченной естественной красоты натуральных камней и ценителям художественных изделий истинных мастеров и честных ювелиров? Увы, на это вопрос нет однозначного ответа. Можно лишь посоветовать быть осторожными. Не покупать ювелирные украшения и самоцветы в сомнительных местах, спрашивать сертификат, консультироваться со специалистами и знатоками…

Статья о подделках бирюзы на нашем сайте - Подделки бирюзы

Список использованной литературы:

1. Менчинская Т.И., «Бирюза», изд. 2. - М.: Недра, 1989 г.

2. http://en.wikipedia.org/wiki/Turquoise

3. http://www.mindat.org/min-4060.html

4. http://www.skystonetrading.com

5. Госкомгеологии РУз, ГП «Геологический музей».

6. Сергей Денин, http://protey-wood.com/

Добрый день, дорогие читатели! А у вас есть украшение из бирюзы? Вы уверены в его подлинности? Этот вопрос имеет веские основания. Дело в том, что на протяжении многих веков сей камень остается одним из самых популярных и любимых, а потому неудивительно, что на рынке существует такое большое количество подделок необычного самоцвета - мошенники без зазрения совести пользуются повышенным спросом на минерал. В этой статье расскажем как же не обмануться - как бирюзу отличить от подделки.

Ситуация на рынке

Бирюза - самоцвет не редкий, месторождения его встречаются в очень многих странах, однако рудники этого минерала имеют одну неприятную особенность - залежи в них обычно не богатые. То есть он рассеян по многим месторождениям в небольших количествах, что ставит под вопрос целесообразность разработок новых рудников - это просто не всегда экономически выгодно.

Вот почему из каждого открытого месторождения выжимают по максимуму. Так, например, на Синайском полуострове в настоящий момент рудники настолько истощены, что добыча в них ведется только ручным способом, однако так или иначе это более рентабельно, чем инициировать разработку новых.

Политика максимального истощения рудников ведет к тому, что работать ювелирам приходится с камнями разного качества. Сей факт в свою очередь стал причиной появления на рынке нескольких сортов бирюзы. Натуральные самоцветы в настоящий момент можно встретить в четырех вариациях:

  • Природные - лучшие экземпляры камней, не требующие никакой искусственной доработки, встречаются редко, стоят дорого. Такие самоцветы подвергаются только механической обработке - шлифовке, резке и т.д.

  • Укрепленные (они же стабилизированные, цементированные) - обработанная натуральными или искусственными цементами (выпаренный кварц, полистирол, воск и т.д.) бирюза. Самоцветы, которые подвергаются такой обработке, внешне красивы, но не отличаются хорошей твердостью, а потому без дополнительного укрепления нельзя быть уверенными в том, что украшения из них будут долговечны. Качественные стабилизированные камни по цене могут быть близки к природным.
  • Облагороженные - данная обработка предполагает укрепление и подкраску, ей подвергаются камни хрупкие и с невыраженной структурой или неяркими оттенками. По цене уже значительно уступают природным и стабилизированным самоцветам.
  • Прессованные - самый низкий и самый дешевый сорт - самоцветы изготавливаются из порошка, остающегося после обработки бирюзы более высокого качества, методом прессования.

Так или иначе, натуральность всех вышеперечисленных видов камня не подвергается сомнению, и вопрос, как отличить натуральную бирюзу от прессованной, не корректен. Несмотря на то, что прессованные камни собираются из частичек минерала, это частички именно бирюзы.


Виды подделок

Другой вопрос, как отличить натуральную бирюзу от искусственной, потому как даже при таком изобилии сортов подлинных самоцветов на рынке существует еще и огромное множество подделок. Причем подделок самого разного качества: кто-то просто красит пластик, кто-то - похожие на бирюзу минералы, кто-то выращивает ее искусственно в лаборатории.

Примечательно, что подделывать горную породу начали еще в Древнем Египте, уже в пятом веке до нашей эры мастера брали стекло, окрашивали его и получали красивый бирюзовый камень. Для более качественных имитаций использовали спек карбоната кальция, соды, кремнезема, медных компонентов.

Позже древние ювелиры освоили технологии подделки из цветного стекла, фарфора, пластических масс - галалита и целлулоида, и даже из костей и зубов животных. Их измельчали в порошок, подкрашивали и формировали кристалл по технологии, сходной с изготовлением прессованной натуральной бирюзы. В результате получались очень правдоподобные образцы красивых оттенков с неоднородной поверхностью типичной для настоящих камней.


Что касается современных технологий подделок, их, конечно, огромное множество. Самые примитивные имитации представляют собой окрашенный пластик или иной искусственный материал (стекло, эмаль, фарфор и т.д). Более профессиональные - окрашенные природные камни, характеристики которых похожи на бирюзу (говлит, варисцит, лазулит, кварц, халецдон и т.д). Также горную породу искусственно выращивают в лаборатории (синтетическая, венская бирюза и т.п.).

Лучшие подделки выполняются из камня под названием говлит (другие названия минерала - туркенит, каулит). Бирюза и говлит имеют некоторые отличия, но в целом они очень похожи. Изначально туркенит - белый самоцвет с темными прожилками, типичными для бирюзы, однако при его окрашивании, получаются отличные копии. Единственное, чем выдает себя говлит - выраженным фарфоровым блеском, в тот момент, когда для бирюзы характерно мягкое восковое сияние. Любопытно, что если сравнивать бирюзу и туркенит по прочностным характеристикам, первая окажется в проигрыше.


Так или иначе, какой бы высококачественной и прочной подделка не была, она не устроит тех, кто видит в бирюзе не столько украшение, сколько магический амулет.

Как определить подлинность бирюзы

Вот почему очень важно, отправляясь в ювелирный магазин, понимать, как отличить натуральный самоцвет от поддельного. Ниже мы рассмотрим множество опытов, которые, кстати, вы можете провести и в домашних условиях, чтобы проверить подлинность уже купленного камня.

Однако мы должны предупредить, что о рассматриваемых нами способах наверняка знают и мошенники, а потому они готовы к ним и, вполне вероятно, научились их обходить, создавая свои «шедевры». Таким образом, лучший способ купить натуральную бирюзу - отправиться в ювелирный магазин с хорошей репутацией и взять с собой человека, который разбирается в камнях. Но если соблюдение этих условий невозможно, что ж, остается лишь пользоваться нижеуказанными способами.


Итак, приступим к их разбору:


Что ж, как видите, способов проверки и правда много. Однако стоит сказать, что ни в каждом ювелирном магазине вам позволят провести самые экстремальные из них. Кроме того, нужно опять же понимать, самые качественные подделки с блеском пройдут все тесты. Вот почему лучшей рекомендацией, как мы уже и говорили выше, для покупки натурального камня является консультация с геммологом, который своим профессиональным глазом и специальным карманным микроскопом сможет с 99% вероятностью определить, подлинный самоцвет или нет.

Команда ЛюбиКамни

 


Читайте:



Кто послал их на смерть недрожащей рукой

Кто послал их на смерть недрожащей рукой

Работавшие в ЦАР по заданию Ходорковского российские журналисты по "совпадению" оказались в нужном месте и в нужное время. Трое российских...

Тайное гадание с черточками

Тайное гадание с черточками

Этот расклад предназначен для анализа ситуаций, когда кто-то из людей совершил по отношению к Кверенту подлый поступок. И Кверент желает для себя...

Тотем Паук – характер и значение Значение карт паук

Тотем Паук – характер и значение Значение карт паук

Паука не назовешь любимцем публики: его сторонятся, а чаще просто боятся. Но к паукам отношение изменить не помешает, ведь паук - это древний...

Превращение тузов в четыре другие карты Туз колоду не держит почему

Превращение тузов в четыре другие карты Туз колоду не держит почему

Дурак Игра трёх человек Происхождение Россия, XVIII в. Количество игроков 2 - 6 Возраст неограниченно Необходимые навыки Память ,...

feed-image RSS