Главная - Заговоры
Кратко о гадании 19 века. История гаданий. Гадание на свечах

19.04.11

Гадания наблюдались и наблюдаются до сих пор у всех народов. Яркая картина поразительных совпадений видов и способов гадания дана в книге Тейлора «Первобытная культура». Основа гадания кроется в свойствах мышления по внешним ассоциациям. Верящий в гадания убеждён, что сходство между двумя в действительности совсем разнородными явлениями означает их внутреннюю связь. Установление аналогий между наблюдаемыми во время гадания предметами или явлениями с лицами или фактами, по поводу которых происходит гадания, создаёт целую вереницу знаков и символов, у некоторых народов в известные эпохи слагавшихся в сложные системы прорицательского искусства.

Широко было развито искусство гадания в Ассирии и Вавилоне, в Египте, в древней Греции и Риме.

В последнем гадания играли большую роль и в государственной жизни. По преданию, в эпоху Тарквиния Гордого малоазиатский оракул из г. Кум был перенесён в Рим, причём будто бы прославленная тогда кумская прорицательница Сивилла принесла несколько так называемых «Сивиллиных книг», заключавших в себе очень много изречений пророческого характера. Эти книги долгое время служили основным источником государственных гаданий, производившихся специальной коллегией жрецов.

Как в Греции, так и в Риме подобные касты прорицателей и жрецов должны были оказывать большое влияние на сохранение суеверных представлений людей. С принятием христианства как официальной религии гадания, подобно многим другим явлениям языческой культуры, подвергались осуждению и гонению со стороны церковной и светской власти. Гадание из разряда священных явлений переносилось в разряд явлений дьявольских и нечистых, простонародных, суеверных.
При этом, в XII веке Анна Комнина отмечала, что предсказания – «Это новейшее изобретение - такой науки не существовало в древности. Способы предсказаний не были известны во времена ученейшего астронома Евдокса, не имел понятия об этом Платон, и даже астролог Манефон не был искушен в этой науке»

Многие христианские проповедники и практические деятели, с горячностью нападая на гадателей, вместе с тем не подвергали сомнению действенность их «дьявольских» поступков. В иных случаях допускалась возможность признавать и объективную правду за некоторыми языческими прорицаниями, если удавалось истолковать их в желательном для христианства смысле. Так, например, в Западной Европе была признана авторитетность некоторых глав из «Сивиллиных книг», а изображения Сивиллы иногда украшали стены христианских храмов и страницы благочестивых рукописей. В средние века наблюдается та же двойственность в отношениях церкви и литературы к гаданиям. С одной стороны, гадания приравниваются к греховным колдовским поступкам, а с другой - чрезвычайно развивается гадательная литература.

В средние века как на Западе, так и в России была очень популярна библиомантия, существовало большое количество гадательных книг; в России, например, переписывались переводные «лунники», «колядники», «трепетники», «лопаточники», «сносудцы», «громники», а также и разные астрологические книги: «планетники» и др.

Эта литература, распространяясь в народных массах, в течение ряда веков оказывала огромное влияние на народные суеверия, поддержав многие из тех, которые корнями уходят в первобытный анимизм, и, с другой стороны, прививая ложные выводы средневековых тайных наук.

Но и в более позднее время - в XVIII-XIX века - малокультурные слои населения получают достаточные запасы суеверных представлений из популярных книг. Так например совершенно исключительную популярность в мещанской, в ремесленнической и крестьянской среде в XVIII веке получил изданный в 1709 знаменитый Брюсов календарь, наряду с точными календарными сведениями дававший таблицу разных предсказаний по планетам.

Среди лубочных изданий гадательного характера нужно указать так называемое «Коло» (колесо фортуны), «Случаи описания» и «Голову Соломона», являющиеся по своему типу продолжениями средневековых «рафлей».

Принцип гадания во всех этих рукописных и печатных изданиях - бросание зерна по разграфлённым листам бумаги, на которых в клеточках обозначены цифры изречений или самые изречения. Одной из разновидностей таких гаданий, по изречениям, являются известные способы вынимания счастья попугаем, щеглом, мышью из ящиков бродячих шарманщиков.

При помощи лубочных изданий был сильно поддержан интерес к толкованию сновидений посредством «сонников», один из которых (Мартына Задеки) помянут в «Евгении Онегине».

В более образованном обществе гадания уже издавна превращались в светскую забаву, в салонное развлечение. Интересна в этом отношении французская книжка XV века, изданная по рукописи А. Бобринским и охарактеризованная А. Н. Веселовским в «Вестнике Европы» за 1886. Такова судьба и многих других гаданий: от серьёзного, хотя и наивного стремления познать мир и судьбу - к культурному переживанию в форме лёгкого суеверия, развлечения, игры.

Что касается элементов словесного поэтического творчества в разных видах, так называемых народных гаданий, то многие из них довольно тесно связаны с некоторыми из соседних фольклорных жанров, в первую очередь с заговорами. Подобно тому как в заговорах словесная формула зачастую является лишь пояснением магического обряда, произносимая при гадании формула (прозаическая или песенная) описывает нередко лишь совершаемое при гадании действие. Например, при завивании венков девушка произносит:

«Вью, вью колечко на барашка,
Другое колечко на матушку,
Третье колечко сама на себя,
Четвертое колечко на своего жениха».

Так называемые подблюдные песни, исполняемые на святочных гадания с кольцами, поочерёдно вынимаемыми из покрытого платком блюда, иногда тоже содержат в себе описание действия.

Как и в заговорах, словесная формула, с течением времени оторвавшись от обряда, становится самостоятельной. Например, первоначальная форма гадания требовала, чтобы девушка, желающая увидеть во сне жениха, запирала на замок колодец со словами: «Суженый, ряженый, приходи ко мне за ключом (от колодца) коня поить», затем стали делать из лучинок модель колодца и класть её под подушку, далее ограничивались лишь тем, что под подушку клали какой-либо ключ; наконец всё гадание было сведено к произнесению приведённой словесной формулы. Так закономерно совершается переход от обрядового синкретизма к обособленному словесному творчеству.

При гаданиях часты молитвенные обращения к сверхъестественной силе- как к христианской, так и к «нечистой»: например, «черти, черти, не утайте, мне милого покажьте». Многие из гадальных формул имеют ритмический строй и рифмы: «пояс мой, пояс, покажи мне милого поезд» или «кольцо, кольцо, покажи мне милого лицо» и т. д.

Тематика ряда подблюдных песен и других гадальных формул содержит в себе яркие указания на направленность житейских желаний и устремлений той среды, в которой гадания в настоящее время бытуют. Среда эта - преимущественно крестьянство во всех своих слоях и прослойках, затем городское мещанство.

В виде уже только игры или забавы гадания практиковались и в широких слоях интеллигенции, по существу воспроизводящей традиционные формы народных гаданий. Но, рассматривая гадания, бытующие в крестьянстве, зачастую, как и в других фольклорных жанрах, легко вскрыть элементы психологии и быта иных социальных групп древности: боярства, купечества и т. д.

В крестьянстве, по-видимому, усвоено было далеко не все то, что бытовало в господствовавших классах, а лишь то, что соответствовало или не противоречило крестьянской психологии. Особенно сильна тенденция к личному обогащению, к хозяйственному довольству, к внешнему почёту. Отсюда сохранение в гадальных формулах и в подблюдных песнях упоминаний о богатых боярах, торговых купцах и пр.

При чём здесь не механическое заимствованием фразеологии и обычаев из вышестоявшей экономически и культурно среды, а идеализированные образы, достаточно рельефно обрисовывающие социальные тенденции.

Большинство же гаданий и сопровождающих их словесных формул и вовсе своим содержанием уходит вглубь чисто крестьянского быта с думами об урожае, приплоде, удачном браке. Сам обряд оформляется в действиях, обусловленных явлениями крестьянского быта и хозяйства - гадания у колодца, у овина, у сарая, в бане, в поле на перекрёстках, на меже и т. д., с привлечением домашнего и рабочего, живого и мёртвого крестьянского инвентаря: сохи, бороны, прялки, кудели, льна, петуха, курицы, коровы, лошади, овцы и пр.

Бурное развитие компьютерных технологий и интернета, в наше время, внесли существенный коррективы в способы гаданий, да и в гадательную культуру в целом. В интернете есть огромное количество сайтов, посвященных гаданиям. Особую популярность приобрели виртуальные гадания , которые приняли столь уникальные формы, что оставили далеко позади своих прародителей.


Цыгане - это отдельная этническая группа, являющаяся потомками выходцев из Индии (конец 1-го тысячелетия нашей эры), называющая себя ромА (ударение на последний слог).

За многовековую историю кочевой жизни цыгане обогатили свои традиции тем, что им интересно и занимательно. К примеру, женские цыганские национальные не имеют ничего общего с индийскими сари и больше похожи на платья испанок восемнадцатого-девятнадцатого веков, а эмоциональность пения романсов сродни русской.

Считается, что в каждого цыгана с рождения заложено владение хиромантией, магией и всевозможными видами гадания. Что, конечно же, не так. Ведь всему вышеперечисленному нужно учиться. Бесспорно, передача знаний по роду имеет место, но та цыганка, что не захочет быть гадалкой, никогда ею не станет.

В настоящее время до нас дошли некоторые виды цыганских гаданий на картах. Два из них, с которыми мама познакомила меня еще в детстве, под названиями «Эсмеральда» и «Фортуна», я вновь достаю для вас из своей записной книжки.

Для гадания «Эсмеральда» берется колода из пятидесяти двух карт. После перетасовывания, загадывания вопроса и снятия левым мизинцем к себе карты в «Эсмеральде» раскладываются по нижеописанной схеме :

Самое главное значение имеют карты центра. Верхние карты указывают на будущее, нижние – на настоящее и (или) прошлое. Правые тройки карт связаны с миром материальным, куда относятся деньги, отношения, всё, что связано с действиями человека. Левые же тройки имеют отношение к миру духовному – к человеческим желаниям, мыслям, чувствам и эмоциям. Угловые карты (12, 13, 14, 15) указывают на то, что уходит из вашей жизни (судьба клиента).

Если в раскладе «Эсмеральда» больше карт масти пик , то это свидетельствует о приближающихся неожиданных переменах, которые связаны с какой-либо бурной деятельностью. Преобладание червей – знак веселой жизни без забот, полной удовольствий и безразличия к судьбам других людей, но иногда и хлопот о материальном благополучии. Бубновые превалирующие карты указывают на финансовые проблемы в жизни человека. Доминирующие трефы означают, что идёт серьёзный, содержательный, венценосный период .

Чем больше в раскладе старших карт – от десяток до картинок - тем интереснее и насыщеннее жизнь клиента. Слабые же карты – от двойки до девятки - говорят о жизни повседневной, скучной, серой, неприметной.

Толкование карт в раскладе «Эсмеральда»:

Короли и дамы всех мастей – люди из окружения клиента.

Валеты всех мастей – юноши и девушки. Если валет обращен к масти пиковой или бубновой, то он того же пола, что и клиент. А если в другую сторону – то он противоположного пола.

Пики

Туз – внешняя или внутренняя сила, которая способствует карьере, а также материальному благополучию;
Десятка – препятствие;
Восьмерка – избавление от неприятностей;
Семерка – частичное исполнение планов и желаний;
Шестерка – тревожное ожидание;
Пятерка – расставание, ;
Четверка – излечение;
Тройка – разлука;
Двойка – незначительное препятствие.

Черви

Туз – бурное благополучие в кругу друзей и любимых;
Десятка – хорошие вести, оптимизм;
Девятка – неожиданное счастье сверх меры;
Восьмерка – приятный подарок;
Семерка – ссора влюбленных;
Шестерка – путь, который предстоит пройти для достижения цели;
Пятерка – слезы, разочарование;
Четверка – работа сулит удачу;
Тройка – ошибки в оценке ситуации;
Двойка – добрая весть.

Бубны

Туз – стремление к возвышенным целям с использование магических сил и знаний;
Десятка – золотая клетка, в которой сытно брюху, да скучно духу;
Девятка – обманная, иллюзорная удача;
Восьмерка – гармония практицизма (материализма) и духовности;
Семерка – проблема, решением которой озабочен клиент;
Шестерка – и комфорт;
Пятерка – духовный разлад между близкими людьми, отношения которых внешне могут казаться волне благополучными;
Четверка – заслуженный успех;
Тройка – юридический документ;
Двойка – материальный сюрприз.

Крести

Туз – талант;
Десятка – детская карта. Это могут быть как потомки клиента, так и его привязанности, чувства из прошлого, порой из детства и отрочества, а также всевозможные воспоминания;
Девятка – потрясающий успех в работе;
Восьмерка – счастливое созерцание мира, спокойствие, уверенность;
Семерка – цель, для достижения которой необходимо проявить больше усилий, чем кажется или хотелось бы;
Шестерка – вечеринка, праздник;
Пятерка – угроза ссоры между старинными друзьями, коллегами, приятелями;
Четверка – рост авторитета в одной из сфер жизни;
Тройка – сплетня, неловкое положение, которое получило огласку в обществе;
Двойка – приглашение.

В гадании «Фортуна» используется стандартная колода из тридцати шести карт. Это очень простое по технике выполнения и легко запоминающееся.

1. Тасуешь колоду.

2. Задаешь вопрос: «Что меня ожидает в такой-то период времени (в таком-то деле)?».

3. Снимаешь карты левым мизинцем по отношению к себе.

4. А потом, открывая карты, произносишь: «Шесть, Семь, Восемь, Девять, Десять, Валет, Дама, Король, Туз».

5. И если при этом выходят точно такие же карты, что ты называешь, откладываешь их в сторону.

6. Проделав это со всей колодой, смотришь значения выпавших карт.

Значение карт в раскладе «Фортуна»:

Масть черви

Шесть – отказ;
Семь – хлопоты;
Восемь – дорога;
Девять – карты, азарт, казино, игры;
Десять – расходы, траты;
Валет – соперник (соперница) в каком-либо деле;
Дама – ;
Король – проигрыш;
Туз – помеха.

Бубновая масть

Шесть – процесс;
Семь – обручение, установление долговременного любовного или делового контакта;
Восемь – неожиданность;
Девять – вино, кутеж, вечеринка, пьянство, встреча с друзьями, празднество;
Десять – доход, выгодное приобретение;
Валет – драка, выяснение отношений;
Дама – знакомство, флирт, свидание, появление новых людей в жизни клиента;
Король – выигрыш;
Туз – любовь.

Масть крести

Шесть – свадьба, любовь, контракт, крепкие отношения;
Семь – гость;
Восемь – испуг, неприятность;
Девять – обман;
Десять – месть (своя или чужая);
Валет – победа;
Дама – крестины, рождение нового (ребенка, проекта, дела, бизнеса), подписание каких-либо документов;
Король – ;
Туз – враг.

Пиковая масть

Шесть – поручение, просьба;
Семь – смерть (человека, дела, бизнеса), тяжелая болезнь, разрушение устоявшихся устоев;
Восемь – козни, предательство, стычки, столкновения интересов;
Девять – гости, праздник, торжественный вечер;
Десять – легкая досада;
Валет – ненависть, отжившая своё время любовь;
Дама – ошибка;
Король – любовник, новое знакомство, физическое притяжение, любовь;
Туз – болезнь духовного или физического плана.

Наш разговор о гаданиях на картах будет продолжен в заключительной части статьи. Желаю всем успеха на поприще гаданий!

Желание узнать, чего можно ожидать от будущего и какие сюрпризы готовит судьба, волнует человека еще с древних времен. Какие существуют основные виды гаданий? Об этом пойдет речь в статье.

История возникновения

Нужно сказать, что гаданиям придавали большое значение. Чаще всего их проводили верховные жрецы или маги. Данное событие было полно торжества и таинственности, и нередко осуществлялись жертвоприношения. Люди искали ответы на волнующие их вопросы или же при принятии важных решений старались заручиться советом высших сил.

Наиболее развиты гадания были в Египте, Риме, Греции, Вавилоне и Ассирии. Кроме того, огромную роль они играли в жизни всего государства. Также существовали различные книги с гаданиями, которые были наиболее распространены в России и на Западе. Подобная литература была известна в народе и оказывала большое влияние на различные суеверия. Принцип гадания, который был описан в этой литературе, прост - брали зерно и бросали его на листы бумаги, где были нанесены цифры ответов.

В более светском обществе гадания также были популярными, и нередко они проводились в специальных салонах. Это было своего рода развлечением.

В нынешние времена люди тоже нередко используют разные виды гаданий.

Когда лучше всего гадать

Считается, что наиболее достоверными результаты гаданий будут в ночь перед Рождеством, с 24 на 25 декабря и с 6 на 7 января. Безусловно, можно гадать тогда, когда вздумается. Но чем дальше дата будет находиться от этого праздника, тем достоверность будет меньше.

Существуют также благоприятные дни для гадания во время святок и под Новый год, с 25 декабря и по 19 января.

Самые популярные виды гаданий

Их существует очень много. В принципе, можно гадать на чем угодно, но наиболее распространены следующие:

  1. Народные: гадания на воске, кофейной гуще, огне, по буквам. Такие гадания основываются на возникающих образах, ассоциациях и расшифровке этих значений.
  2. Абстрактные. Это более современные виды гаданий, которые предсказывают то, что произойдет в ближайшее время.
  3. Арабские. Помогут найти ответ на четко поставленный вопрос и основываются на арабской кабалистике.
  4. Гадание на оракуле , в основе которого лежит маджонг - древнекитайская разновидность игры в домино.
  5. Кратковременные. Они помогут узнать, что произойдет в ближайшее время.
  6. Карточные. Очень популярный вид гаданий, особенно распространен ритуал на картах Таро.
  7. На книгах. Помогает найти ответы на самые тревожащие вопросы. Это один из самых легчайших способов, при котором используют различные литературные произведения, в том числе Библию, древнекитайскую книгу перемен и другие.
  8. Руны. В этом гадании используются древние магические символы, помогающие найти ответы на любые вопросы.
  9. На числах. С помощью подобных гаданий можно определить подсказки о выборе спутника жизни, узнать характер и стороны человека, грядущие события.
  10. Уиджа. Такой тип гадания часто используют в и используют для него специальную доску с магическими символами.
  11. Хиромантия. Этот вид гаданий считается наиболее достоверным.

Гадание с помощью карт Таро

Гадание на картах Таро пришло к нам еще с древнеегипетских времен, когда жили жрецы, владевшие знаниями в области алхимии, оккультизма и астрологии. В те времена существовал храм, состоящий из 22 помещений, на стенах которых были изображены символические картины, что и были перенесены на карты Таро. Но так как жрецы боялись того, что их тайны раскроют невежды, все важные знания были заключены в арканы Таро.

Эти карты были получены цыганами, и с тех пор гадание на картах Таро получило распространение среди всех слоев населения. В Европу же карты попали в 14-м веке.

Карты Таро состоят из 78 арканов, из них 22 старших и 56 младших. На них изображены различные состояния человека, положительные и отрицательные стороны характера, случайности судьбы. В старших арканах изображаются жизненные пути или же определенные ситуации.

Гадание на свечах

Гадание при свечах - это один из очень легких и относительно достоверных способов. Важно при этом правильно выбрать свечу, соблюдать тишину и гадать в одиночестве.

С помощью свечи можно узнать ответы на самые интересующие вопросы: кто будет суженым, будущее и так далее. Насколько достоверным будет гадание при свечах, зависит от дня и времени гадания.

При выборе свечи нужно особое внимание уделить ее расцветке. Рекомендуют выбирать светлые расцветки, так как темные способны оказать отрицательное воздействие на гадающего.

В зависимости от окраса свечи различается и сама цель гадания:

  • Белая свеча применяется для гадания на суженого.
  • Розовая - на счастье, любовь, дружбу.
  • Яркие желто-оранжевые - на дальнюю дорогу, успех.
  • Голубые или зеленые - на мечты и желания.
  • Красные - на сомнения в принятии решений, здоровье.
  • Темно-коричневые - на решение бытовых проблем.

При этом свечу стоит выбрать не окрашенную, а полностью прокрашенную. Можно приобретать как восковые, так и Но идеальным вариантом считаются церковные, особенно если их использовал сам гадающий во время заутрени.

Форму следует выбирать изящную, тонкую. Но если есть желание использовать свечу какой-то интересной формы, то витые можно использовать для узнавания будущего.

Гадание на жженой бумаге

Полагают, что в огне заключена особая сила природы, которая способна открыть многие тайны. Важно при этом правильно формулировать вопросы и трактовать ответы.

Гадание на жженой бумаге можно проводить по-разному:

  1. Простой вариант. Для него понадобится обычный лист бумаги и спички. Перед гаданием нужно сформулировать вопрос, сконцентрироваться и написать его на бумаге. Далее взять лист вертикально, сверху его поджечь и ждать. Если бумага сгорит до конца, желание сбудется, если нет - обратный результат.
  2. Гадание на тенях. Также понадобится бумага со спичками. Берется лист снизу, держать нужно вертикально и поджигать сверху. Необходимо смотреть на стену, куда будет падать тень. В тенях на стене можно увидеть разные символы, которые и нужно расшифровать.

Гадание на воске

Это очень известный тип. Для него берется свеча из воска, однако можно использовать и парафиновую.

Значение воска при можно определить способом, описанным ниже. Можно вставить свечу в подсвечник. Когда свеча разгорится и потечет воск, ее необходимо наклонить над емкостью с водой и дать воску стечь. Проделывать действия не запрещается несколько раз. По получившимся фигурам можно предсказать удачу, счастье, прибыль, урожайность.

Значение воска при гадании на воде определяется по размерам капель, а также по фигуркам, сформировавшимся из них.

Если получились большие фигуры и меленькие капли, то это к прибыли. Изображение винограда означает удачу, достаток, любовь и дружбу. Увидеть человека означает дружбу, колокол - вести. Что-то похожее на звезду - продвижение по службе или успехи в учебе. Изображение полосок означает переезды и дороги. Цветы - к браку.

Гадание на кофейной гуще

Гадание на кофейной гуще на будущее - это самый старинный способ. Для него понадобятся: светлая белое блюдце и натуральный кофе. Кофе заваривают как обычно - заливают водой и доводят до кипения.

Приготовленному кофе дают остыть несколько минут, затем его выпивают, при этом на дне должно остаться около одной столовой ложки гущи.

Перед самим гаданием важно сформулировать вопрос. Он должен быть четким и простым. Пить напиток нужно не спеша. Далее чашка берется левой рукой, делается несколько движений по часовой стрелке. При этом гуща должна доходить до краев чашки равномерно со всех сторон. После этого быстро переворачивают чашку от себя на блюдце. При этом расположение ее должно быть наклонным, чтобы часть кофейной гущи могла стечь, а по образовавшемуся рисунку на стенках чашки можно было трактовать гадание. Достаточно будет всего минутки, после чего опять-таки чашку нужно перевернуть левой рукой и приступать к расшифровке.

Взяв чашку в руки, необходимо рассматривать получившиеся изображения под разными углами. Здесь спешка неуместна. Самые ясные символы имеют важную значимость для толкования.

Необходимо учитывать и само расположение символов. Рассматривают их от краев чашки и до основания. То, что расположено ближе к краю - настоящее и будущее. Чем ближе к краю чашки расположен символ, тем быстрее произойдут события. То, что расположено ближе к середине, - скорое будущее. А то, что находится ближе ко дну или на самом дне, - отдаленное будущее.

Ручка чашки символизирует самого гадающего человека. То, что находится возле нее, происходит в жизни в данный момент.

Гадание на картах

Ворожба на картах известна людям еще с давних времен. Вот один из самых простых способов.

Берется обычная колода из 36 карт, загадывается желание. Все карты раскладывают по четырем равным стопкам. Переворачивается первая стопка и вынимаются карты до туза. При его появлении переходят к следующей стопке, которую кладут рубашкой вниз на предыдущую, и снова снимают карты. Все это проделывается со всеми стопками. Получится новая колода, которую раскладывают на три стопки и опять вынимают до туза. Затем на две и на одну стопку. Если в результате останется четыре карты с тузом, то желание осуществится.

Гадания на рунах

Многие считают, что самые точные гадания - на рунах. Сама по себе руна - знак магический или алфавитный, который ранее вырезали на дереве, камнях, оружии, посуде и иных предметах.

Первые надписи, которые были найдены на языке рун, относят еще к 3-му веку до нашей эры, но многие знаки еще более древнего происхождения.

У каждой руны есть свое имя. Магия с помощью рун многогранна. Кроме того, считается, что у каждого символа есть священное происхождение, и он выступает особым знаком, обладает магической силой и способен соединить человека с высшими силами. Руны в совокупности - некая магическая система, которую можно использовать для гаданий: сочетание символов поможет предсказать возможную ситуацию.

Способов раскладки рун есть великое количество.

Гадание по линиям руки

Гадание по линиям руки (хиромантия) известно еще со времен Аристотеля. А в 1448 году в Германии появились первые книги с описанием хиромантии. Мало того, она когда-то преподавалась в университетах. С ее помощью можно узнать о будущих достижениях человека, его характере, качествах, судьбе. Характер человека можно узнать, исходя из простого осмотра рук.

В хиромантии основными являются четыре линии:

  • Сердца - расскажет про эмоциональную устойчивость человека, романтичность.
  • Жизни - об отношении к окружающим людям, жизнелюбии и любви к себе.
  • Судьбы - встречается не у всех.
  • Головы - про умственные способности.

Линии должны быть ровными, без изъянов, изломов. Чем более четко изображена линия, чем меньше на ней всяких ответвлений, разрывов, тем благоприятнее ее значение. Также стоит учитывать и цвет самих линий. Если они бледные, это означает слабое здоровье, красноватые говорят об оптимизме, активности. Желтоватые могут быть признаком некоторых заболеваний, а также нередко встречаются у замкнутых людей. Линии темного цвета свидетельствуют о серьезных жизненных позициях, надменности. Также подобного цвета линии нередко встречаются у людей, склонных к мстительности и злопамятности.

Предостережение

Есть мнение, что, используя любые виды гаданий, человек может навлечь на себя нежелательные последствия. Оградиться от этого можно, если результаты не принимать близко к сердцу. Ведь бывает так, что предсказанное настолько поселяется в голове человека, что он сам невольно стремится его реализовать. И поэтому такое предсказание сбывается.


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГАДАНИЙ

ГЛАВА II. СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Русская праздничная культура неоднозначна. Дело в том, что в контексте исторических событий многие праздничные обряды претерпевали очень сильные изменения, так Масленица из языческого культа превратилась в православный праздник, который, правда, сохранил многие языческие черты.

Вообще, большинство русских календарных праздников во многом носят черты языческих обрядов. Гадания также являются одним из элементов языческой культуры.

Исследователь русской культуры М. Забылин среди святочных гаданий предоставляет следующую классификацию (точнее виды гаданий): гадание на вещах, хоронение золота, окличка прохожих и проезжих, подслушивание, гадание на курицах, гадание на лошадях, гадание у ворот, гадание башмаком, гадание на луковицах, гадание яйцом, гадание на поленьях, гадание воском, гадание на сборнике, гадание лучиною, гадание на воловьей или коровьей коже, гадание на сковороде и др. В своей работе я не задавалась целью перечислять все виды гаданий, скорее, выделить наиболее яркие по целевому признаку. Это весьма интересно, т. к. можно увидеть, что когда гадания не были упразднены, они составляли ощутимую часть жизни древних славян и каждое гадание выполняло вполне конкретные функции, отвечало на вполне конкретные вопросы, касающиеся будущей жизни отдельного человека или группы людей. На данный момент можно встретить достаточное количество изданий, посвященных гаданиям, но практически не встречается исследований, об истоках этого действа.

Моя работа разделена на две основные части. Первая часть рассказывает о некоторых отдельных причинах гаданий. Вторая рассматривает гадания непосредственно связанные со святочными праздниками.

ГЛАВА I.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГАДАНИЙ


Гадания на сон - это один из распространенных видов гадания, основанный на традиционных представлениях о том, что душа человека во сне покидает его тело и путешествует по раю или аду. Если в других видах гаданий человек лишь приближается к границе между «этим» и потусторонним мирами, то во время сна его бессмертная, по поверьям, часть - душа - имеет возможность получить знания непосредственно в «ином» мире, куда может проникнуть только мертвый. В этом плане показательно, что в народных представлениях сон и смерть выступают как однопорядковые, единоприродные (для сравнения есть поговорки: «Сон смерти брат» или «Сон смерти свой») и, даже как тождественные (можно сравнить народные определения: «Смерть - вечный сон», «Уснешь, что умрешь», «Сонный, что мертвый», «Спит человек - не живой» и т. д.). О взаимосвязи сна и смерти также свидетельствует и языковой материал: почивать (спать) - почить (умереть), спальня - усыпальница, спанье - успение, спящий - усопший и т. д.

Мотив сна как способа попадания в «иной» мир (ад, рай, тридесятое царство) широко распространен в повествовательных фольклорных жанрах: легендах, быличках, обмираниях, сказках, - в которых всякий раз, возвращаясь в «свой» мир из «иного», герой приобретает то знание, которое значимо, актуально для него в его жизненной ситуации. То же можно сказать и о гадающем субъекте.

Отождествление сна и смерти в фольклорно-поэтических текстах подкрепляется народными представлениями о зыбкости границы между реальным состоянием сна и смертью: так, по поверьям, тот, кто спит с застегнутым воротом рубахи, успит свою душу, то есть умрет. Близок к этому поверью и распространенный повсеместно у русских запрет резко будить спящего человека, потому что его душа, находящаяся вне тела, не успеет вернуться и человек умрет.

Отношение к снам (видениям) как к информации-знанию, знаку, получаемому из «иного» мира, где все известно, знаемо, «написано» заранее, обусловило веру в вещие сны (сны - предсказания будущего). В практике гаданий вещими считались сны, приуроченные к определенным временным точкам, имеющим значение рубежа. В пределах календарного года гадания на сон производили в праздник Введения, на Ивана Купалу и некоторые другие. Но самый яркий и разнообразный цикл этих гаданий приходился на Святки.

Гадания на сон, как правило, одиночные. Обычно ими занимались девушки, достигшие брачного возраста, их матери или родственницы. Знание могли получать как из сна девушки (либо девушка гадала сама, либо гадала ее мать или родственница, а сама девушка могла не знать об этом), так и из сна матери гадающей (дочь клала предметы, связанные с гаданием, в постель матери, а мать могла об этом не знать).

Для гадания на сон приготавливали предметы (мостик из прутиков, колодец из лучинок, зеркало, ключ с замком и др.), которые клали в месте, связанном с постелью (под подушку, под матрас, под кровать), или совершали предваряющие гадание действия (надевали чулок на одну ногу, замыкали настоящий колодец или ведро с водой, шли на улицу до девятой вехи и, взяв там ветку, возвращались домой и т. п.). Ложась спать, произносили заклинание императивного характера: либо обращение к «суженому-ряженому» с просьбой прийти и совершить то или иное действие (напоить, разуть, перевести через мост и т. п.) или к используемому в гадании предмету (поясу, таракану и др.), чтобы они показали, где живет «суженый-ряженый». Иногда заклинания произносились без предварительных действий и без каких бы то ни было предметов.

Как и в других видах ворожбы, при гадании на сон не читали молитву, снимали нательный крест, распускали волосы. Показательно то, что ложились спать одетыми, что уподобляло гадающую покойнику. Это обстоятельство также свидетельствует о том, что во сне предполагался путь, и поэтому необходимо было быть одетой.

Использующиеся в гадании на сон предметы или создаваемые гадающей объекты прямо или опосредованно соотносятся с символикой брака и свадебного обряда. Так, гребень, мыло, зеркало, которые девушка клала под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приди причеши и умой меня!», - нередко являются подарком жениха невесте на различных этапах свадебного обряда. Значение прута из веника («Суженый-ряженый, приходи ко мне париться!»), чулка на одной ноге («Суженый-ряженый, приди разуй меня!»), веника («Суженый-ряженый, приходи со мной пол мести!»), сковородки и сковородника (дочь кладет их под матрас или в изголовье постели матери - жениха блинами кормить) и т.д., также являются элементами из свадебного обряда.

Образ моста, по которому парень переводит девушку (из прутиков веника делали мостик над чашкой воды и ставили ее под кровать: «Суженый-ряженый, переведи меня через мост!»), является характерным для свадебной лирики и символизирует брак.

Мотив жажды в широко распространенном гаданий «пересол» (ели на ночь что-либо соленое или смешивали наперсток соли с наперстком воды и пили, говоря: «Суженый-ряженый, приди напои меня!») и мотив запирания-отпирания (девушка запирала на замок колодец во дворе, ведро с водой, а ключ клала под подушку: «Суженый-ряженый, приди ключа просить, коня напоить!»; мать или родственница запирали на замок косу девушки - символ девичества, ее рубаху, пояс, кровать) в традиционной культуре имеют достаточно прозрачную эротическую символику.

Гадание с веткой, взятой с девятой вехи («Девятая веха, покажи жениха!»), или с поясом (им трижды хлестали о верею чужого дома и каждый раз говорили: «Верея, верея, покажи моего жениха. Пояс, пояс, покажи мой суженой поезд»; когда ложились спать, пояс расстилали поперек постели и спали на нем) связаны с представлением о значимости «пограничных» объектов (веха, воротный столб) и мотивом дороги, по которой мимо этих объектов может проходить «суженый».

С идеей пути от дома девушки к дому жениха соотносится гадание с тараканом, который в обряде выступает в роли путеводителя: таракана, взятого в соседском доме, клали под подушку и трижды говорили: «Таракан, таракан, своди меня к тем воротам, где суженый живет» или «Таракан, таракан, вези меня по городам, покажи, где суженый живет».

В гаданиях на сон, как и в других видах гаданий, использовалось традиционное представление о магическом значении всего первого. Так, гадающая клала первый кусок от ужина под подушку и приглашала «суженого» на трапезу. Если девушке на Новый год случалось ночевать на новом месте, она перед сном говорила: «Сплю на новом месте, приснись жених невесте!»

Наутро гадающая вспоминала сон и толковала его. Чтобы сон не забылся, по народным представлениям, нельзя было, встав с постели, сразу же смотреть в окно. Чтобы сон, считающийся вещим, не сбылся, увидевшей его следовало до 12-ти часов дня, пойти к колодцу и умыться водой из него, то есть «смыть сон».

Гадания об урожае. Одна из основных тем гаданий в традиционной культуре русских. В этнографических источниках XIX-XX вв. гадания об урожае, составляют гораздо меньший объем по сравнению с гаданиями о судьбе. Тем не менее, их значимость в народной культуре несомненна, при том, что основным занятием ее носителей являлось земледелие.

Главные вопросы гадания об урожае - хорошо ли уродится хлеб; какая из зерновых и огородных культур даст лучший урожай в новом году и что, следовательно, нужно сеять больше; какие сроки для посева более удачны; кому из домочадцев следует начинать сев.

Большее количество гаданий об урожае производилось во время Святок, начинающих новый цикл солнечного календаря. На Рождество во время трапезы из поставленного в красный угол снопа ржи вытаскивали соломинки и по колоску судили о будущем урожае. В великорусских областях, граничащих с белорусскими и украинскими, соломинки тянули из-под скатерти, так как здесь в сочельник было принято класть сено или солому на стол.

Основные святочные гадания об урожае приходились на канун Нового года. Широко было распространено гадание, связанное с поиском зерна под столом наутро после новогодней трапезы: найденное зерно сулило урожай и богатство. В Вологодской губернии это гадание было приурочено к крещенскому сочельнику. В Пензенской губернии в канун Нового года специально пекли каравай, который на ночь оставляли у образов, наутро смотрели, увеличился или уменьшился вес хлеба: в первом случае ждали урожайного года и съедали каравай всей семьей, во втором - предполагали неурожай, а хлеб отдавали скоту, чтобы он не пострадал от голода во время бескормицы.

Если в Святки крестьянина в основном волновал принципиальный вопрос: будет ли урожайным год, то в весенний период он задавался более конкретными проблемами. Так, в Средокрестие, означающее середину Великого Поста и одновременно осмысляемое в народном сознании как один из календарных рубежей, связанный с приближением посевных работ, гадали на «лучшую руку», «счастливую руку», то есть о том, кому следует начинать сев, чтобы урожай был больше. В Благовещение, непосредственно предшествующее периоду посева, крестьяне гадали о более удачном сроке для начала работы. Так, в Сибири в этот праздник взвешивали три первых яйца, снесенных молодой курицей, больший вес первого яйца указывал, что лучше для урожая сеять в «первый» посев (в конце апреля до 1 мая). Если тяжелее второе яйцо, следует сеять с середины посевного времени (с Николы Вешнего), а если третье самое тяжелое - начинать посев нужно в последние сроки, то есть с 15 по 20 мая. Аналогичное гадание у ангарцев было по толщине «максы» (молоки) у щуки первого лова.

Последнее в году гадание об урожае проводилось в ночь на Ивана Купалу, в праздник, связанный с летним солнцеворотом, то есть завершающий половину года, в течение которой крестьянин делал все, чтобы обеспечить себе хороший урожай, теперь же все зависело только от самой природы. В Енисейской губернии это гадание состояло в том, что в ночь на Ивана Куполу намоченную тряпочку вешали во дворе, а утром смотрели: если тряпочка высохла, лето будет теплое и хлеб родится хорошо, а если она замерзнет, летом будет холодно и хлеб померзнет. Аналогичное гадание на Ангаре совершали и в ночь на Благовещение.

Участниками гадания об урожае в кругу семьи были все домочадцы, причем нередко главенствующая роль отводилась хозяину дома. Но о благополучии урожая могли гадать и всей общиной. Так, в Пензенской губернии общество выбирало 12 стариков (по числу месяцев в году), отличавшихся примерной жизнью. Около полуночи накануне Нового года старики шли к церкви и за церковной оградой около паперти ставили снопы разных зерновых культур и картофель. Наутро те же старики возвращались к церкви и примечали: на каком из снопов больше инея, того хлеба и надо сеять больше.

Материал, используемый для гадания об урожае, отличается однородностью - как в пределах самого набора предметов (сноп - колос - зерно - хлеб), так и по сравнению с тем, что пытаются узнать (урожай). Предметный ряд «колос - зерно - хлеб» отражает этапы обработки урожая, постепенно превращающегося из явления природы (растение) в объект культуры (хлеб). Все эти предметы в традиционной культуре обретают символическое значение урожая и плодородия. То же можно сказать и о яйце и щучьей молоке (икре): использование их в Г. об у. обусловлено тем, что в мифопоэтических представлениях они имеют то же значение, что и зерно, последнее - на уровне растительного кода, а яйцо и молока - на уровне животного кода.

Зерно, колосья и хлеб являлись широко распространенным материалом и в гаданиях о судьбе. Здесь они служили знаком достатка в будущей жизни или сулили девушке богатого, зажиточного жениха. Некоторые гадания об урожае и о судьбе были идентичны по форме: так, и в Пензенской, и в Нижегородской губерниях на Святках было принято выдергивать зубами колосья из копны. Качество колоска (полный или пустой, без зерен) указывало в одном гадании на будущий урожай или неурожай, в другом - на богатого или бедного жениха. Закономерность параллелизма символики зерна (колоса, хлеба) - урожай и богатство - достаточно прозрачна и еще раз указывает на взаимосвязь аграрных и семейных обрядов.

Использовавшиеся в гадании на урожай предметы (зерно, найденное под столом; средокрестный печеный крест) берегли до первого сева как обладающие продуцирующей силой и клали в севалку с семенами или употребляли в качестве обрядовой пищи, когда начинали засевать поле.

Гадания об урожае тесно связаны с приметами, основным объектом наблюдения которых является погода, влияющая на жизнь растений. Новогодние приметы (мороз, иней, снежный покров и т. п.) строились на основе многолетних наблюдений крестьянина над зависимостью урожая не только от лета, но и от зимней погоды.

Тепло и холод, влажность и засуха - основные регуляторы плодородия земли. Отсюда использование воды с учетом ее «поведения» в условиях тепла или холода в отмеченных выше гаданиях на Богоявление.

Основной подательницей урожая, по мысли крестьянина, являлась земля, которой в мифопоэтических представлениях отведена роль источника всего живого; поэтому и в устном творчестве, и в обрядовой практике, и даже в быту ее называли матерью-сырой землей. Такое отношение к земле естественно обусловливает обращение к ней в гадания об урожае. В Рождество после заутрени ходили на перекресток, чертили палкой или пальцем на земле крест и припадали к этому месту ухом, слушали: если послышится, что едут сани с грузом - будет урожай, если пустые - будет недород.

ГЛАВА II.

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ


Святки, т. е. святые дни - двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и св. вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование Святок (dwdecahmern) подтверждается церковным уставом преподобного Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни С. «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. Действующий у нас закон запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» (Св. Зак. XIV, ч. 4, 33 - 34).

Святочные гадания - самый большой, разнообразный и яркий комплекс гаданий в пределах календарного года. Приуроченность его именно к Святкам обусловлена спецификой этого временного отрезка как главного внутри годового цикла перехода от старого к новому. Особенностью этого периода является - расплывчатость временной границы (своего рода безвременье - зазор, в котором не идентифицированы признаки старого и нового, прошедшего и начинающегося) и исчезновение «пространственных» границ между «мирами» (живых и мертвых, людей и существ нечеловеческой природы - нечистой силы) - создают возможность контакта человека с «иным» миром, где, по народным представлениям, пишутся судьбы людей.

В отличие от гаданий других годовых периодов, Святочные гадания носят самостоятельный характер: они изолированы от других обрядовых комплексов, совершаемых в эти сроки.

В Святочные гадания с равной степенью значимости развиваются две основные темы, волнующие крестьянина: будущий урожай и судьба (предполагаемые события в жизни) в пределах следующего года. Обе темы затрагивают интересы, как каждого конкретного человека, так и отдельной семьи, и всей общины, в целом.

В рамках святочного периода могли гадать в любой день, но большинство гаданий, считающихся в народе «верными», производили в сочельники, рождественский и крещенский, и в канун Васильева дня (под Новый год), то есть в сроки, более конкретно отмеченные знаком рубежа.

Как особую группу можно рассматривать гадания в кругу семьи о судьбе каждого из ее членов, наибольшая вариативность этих гаданий, в основном за счет разнообразия используемых предметов, представлена в святочный период. Семейные гадания о жизни и смерти приурочивались, как правило, к кануну Нового года. Они характеризуются единым составом участников (семья) и единой структурой: одинаковые предметы, каждый из которых символизирует того или иного члена семьи, оставляются на ночь, а утром в Новый год по их состоянию судят о жизни или смерти. Примечательно то, что использующиеся предметы являются частями чего-либо целого (кусочки хлеба - хлеб; прутики - ветка; поленья - ствол дерева), символизирующего, в свою очередь, семью. Изменение состояния предмета (прутик в снегу или полено около стены упали, кусочек хлеба в сенях исчез) предвещает смерть тому, кому из семьи предмет был назначен. Лишь в случае, когда пропавший кусок хлеба был за девушкой, считалось, что она выйдет замуж, но все-таки уйдет из данной семьи. Близко к отмеченным гадание с ложками: их после ужина по числу человек в семье клали в большую сковородку, наливали водой и выносили на холод. Утром смотрели: если вода застыла ямкой - к смерти того, чья ложка.

Наибольшим разнообразием среди всех Святочных гаданий отличаются девичьи: они построены на самых различных принципах и отвечают на вопросы как общего характера, так и на достаточно конкретные; причем некоторые из гаданий дают информацию высшей степени точности и исчерпанности.

К наиболее общим (о судьбе вообще), но, тем не менее, распространенным повсеместно относятся гадания, построенные на трансформации того или иного материала (вещества) с помощью огня и воды. Это литье воска, олова, свинца, которые сначала растапливают, а затем выливают в воду, где вещества обретают новую форму. Рассматривают либо эту форму, либо ее тень на стене и пытаются в соответствии с традиционными представлениями интерпретировать получившийся рисунок или силуэт. Выбор материала для литья не случаен. Помимо того, что эти материалы удобны по своим физическим свойствам (легко растапливаются и застывают), они связаны с образами существ, обладающих потусторонней природой и выполняющих посреднические функции в мифопоэтических текстах и в обрядовой практике. Так, воск, естественно, соотносится с пчелой (об образе пчелы см. Кутья), а металлы, особенно олово, по народным представлениям, связаны с образом змеи (в сказках, например, змеиное, то есть «иное», царство характеризуется как оловянное). Соотнесение этих материалов с существами-посредниками, а также с «иным» миром обусловливает их предсказательную функцию и использование в гаданиях, в магии, в народной медицине.

К ворожбе с помощью литья примыкают гадания с выпусканием в стакан с теплой водой яйца: белка или желтка, а также со сжиганием или намачиванием скомканной бумаги.

На общий вопрос о судьбе отвечают гадания, основанные на вытаскивании жребия, например подблюдные гадания. К этому же типу можно отнести гадание, когда девушка складывает в горшок женский головной убор, кусочек хлеба и кусок дерева, а затем, закрыв глаза, вытаскивает свою «судьбу» в новом году: замужество, продолжение девичества или смерть. Аналогично по структуре и гадание с жировкой (четырехугольной доской), только гадающих здесь не одна, а четыре девушки. На уголки жировки клали хлеб, уголь, печину (кусочек глины от печи) и кольцо; покрывали все скатертью и пели: «Уж я жировку хороню ко святому вечеру, ко святому васильевскому. Жировка маленька, окошка велики, косящатыё, решещатыё, не могла блоха скочить, коза скочила, рога увезила, хвост заломила. Вы берите свой уголок!» Скатерть открывали и смотрели, кому что попалось: хлеб - богато жить, уголь - к смерти, печина - жить в печали, кольцо - к замужеству.

Самое большое количество способов гаданий связано с актуальным для девушек брачного возраста вопросом - состоится ли в новом году замужество? Здесь использовалось и слушание под чужими окнами, (девушка стучала ложкой в окно: если отзовется голос мужчины - выйдет замуж, голос женщины - «дома сидеть»), на подворотне (во время крещенской обедни гадающая, раскрыв передние и задние ворота, накрывалась скатертью, садилась на подворотню передних ворот и ждала: если через двор проехал поезд с бубенцами и колокольчиками - к замужеству, если же ничего не было слышно - остаться «в девках»), и вытаскивание жребия (в избе ставили несколько горшков, под один из них клали повойник - женский головной убор: которая из девушек выберет этот горшок, та и выйдет замуж; либо для одной девушки ставили на лавку два горшка: под одним - платок, под другим - повойник; выбор первого горшка сулил продолжение девичества, второго - брак), и наблюдение за изменением состояния предмета (полотенце вывешивали на час в сени или на ночь за окно со словами: «Суженый-ряженый, приди утереться!» - если полотенце становилось мокрым, быть девушке замужем в новом году). Популярными были также гадания, основанные на счете зерна (считали зерна до и после того, как дать его клевать курице), соломинок из взятой в сарае горсти соломы или чего-либо другого (парный остаток предвещал замужество), а также на вымеривании избы или двора палкой, коромыслом, поленом, собственным телом и т. п.: если предмет не уложится в измеряемое пространство или девушка при перекатывании по двору окажется лицом к улице, это предвещает брак. В гаданиях о замужестве ориентировались на то, кто первым войдет в дом (в сочельник девушка била скалкой в матицу - поперечную балку на потолке, а утром замечала: если первым в дом входил кто-либо венчанный, то и ее судьба - выйти замуж). Широко были распространены гадания, связанные с поисками спрятанного в снегу предмета (отыскивание квашни с помощью мутовки, палки для размешивания теста) или с беспрепятственным попаданием на улицу через ворота при условии, что на голове девушки надета квашня, а также с паданием в корыто или квашню, к которым нужно идти «взапяты» и не промахнуться. Одной из причин разнообразия девичьих гаданий, о замужестве является конкретизация вопросов, связанных с этой темой. Гадая о том, кто раньше выйдет замуж, девушки бросали каждая свою лепешку собаке или подпускали петуха к горсткам зерна, в каждой из которых лежало колечко той или иной гадающей, и смотрели: чью лепешку сначала съест собака или чью горсточку зерна станет клевать петух. С этой же целью девушки брали огарки первых зажженных утром лучин, шли с ними к проруби и опускали в воду подожженные лучины, возвратясь домой, снова старались их зажечь: та девушка, которой это удавалось сделать быстрее всех, должна была раньше других выйти замуж.

Гадания, связанные с вопросом, куда девушка выйдет замуж и, соответственно, откуда ждать жениха, основывались чаще всего на слушание (на перекрестке, около забора, на чердаке и в других местах: откуда послышится лай собаки или звуки благовеста во время крещенской обедни), на определении направления, куда пойдет дым от зажженных стружек, куда повернется подожженная лучина, воткнутая в щель в полу, в какую сторону рогами, обвязанными с вечера девичьим поясом, ляжет утром корова. Чаще же всего гадание на эту тему было основано на бросании, иногда с закрытыми глазами, различных предметов: мутовки, кочерги, башмачка с левой ноги (его перебрасывали через избу, ворота, колодец, стог сена, поленницу), свернутого в клубок и разворачивающегося в полете пояса.

Множество Святочных гаданий было направлено на узнавание различных характеристик жениха: молодой или старый, парень или вдовец, бедный или богатый, красивый или некрасивый, добрый или злой

Для того чтобы узнать, каков цвет волос у жениха, в подворотне брали горсть снега и отыскивали в ней волос или шерстинку и судили по ее цвету; либо, расчесав свои волосы, на ночь опускали на нитке гребень в подполье, а утром проверяли, каких волос «начесал» суженый.

Гадания об имени жениха основывались чаще всего на опрашивании его у первого встречного и на слушании под чужими окнами, в своем доме под матицей, или на интерпретации услышанных звуков при перемалывании жерновами зерна, при верчении мутовкой в проруби, при качании дерева, при скрипе снега под ногами.

Конкретно лицо и внешний облик суженого узнавали с помощью гаданий на сон и так называемых «страшных» гаданий.

Помимо персоны жениха, девушек интересовали многие вопросы семейной жизни, например состав будущей семьи (о нем гадали, глядя на количество отражений месяца в зеркале), нрав свекрови (приносили во рту воду из проруби и выливали на сковородку, на воду клали скрученный клочок кудели и поджигали: кипение воды сулило злую свекровь, а спокойствие воды при горении кудели - мирную), сколько будет детей в замужестве (по количеству сучков - на первом вытащенном из дровяника полене или по числу бугорков (мальчики) и ямок (девочки) в вынесенной на мороз рюмке с водой). Гадания помогали также узнать, кто будет главенствовать в новой семье (связывали хвостами петуха и курицу, сажали их под решето и наблюдали, которая из птиц перетянет другую), ладная ли будет жизнь в замужестве (спряденные «напак», то есть слева направо, две нитки, символизировавшие жениха и невесту, опускали в воду на сковородку и следили за ними: если нитки совьются вместе, то жизнь с мужем будет ладная).

гадание святочный будущее

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


При всем разнообразии святочных гаданий необходимо отметить, что принципы их построения близки: соблюдение пространственно-временных условий для проведения действия, использование различных бытовых предметов с учетом их символических значений в традиционной культуре, произнесение формул императивно-заговорного характера, предохранительные меры: на словесном уровне - зачурания, на акциональном уровне - крестное знамение, зачерчивание и расчерчивание с использованием предметов, обладающих, по народным представлениям, магической силой (ухват, нож, кочерга, сковородник, изготовляемые из металла, подожженная лучина и пр.).

В случае со Святочными гаданиями особенно очевидно, что феномен гадательного действия представляет собой своего рода диалог человека, конкретного субъекта с «иными» силами, с «иным» миром и - шире - с природой, космосом. Об этом свидетельствуют строгая приуроченность гаданий к определенному значимому месту и времени, а также обращение гадающих во время обряда к существам «иной» природы: представителям демонологии - лешему, баннику (гадание в бане), «самому», то есть нечистому, дьяволам и чертям, а также к самим силам природы: к земле (слушание земли), к месяцу («Месяц, месяц ясный, покажи нам женихов!»), к воде в колодце или проруби (слушание, какое имя «скажет» вода). В девичьем гадании о суженом «ответ» может дать звезда: в какой стороне в Святки звезда упадет, с той стороны жених. В этом же плане знаменательно использование в гаданиях свойств стихий огня и воды, иногда соединяемых в рамках одной гадательной акции, например в обряде литья воска, олова. Проявлением контакта в процессе гадания с предками, живущими в «ином» мире, является обращение даже к самим первопредкам человеческого рода. «На снеге черта, как Адамова голова, поведай правду-истину. Евина голова, как снежная черта, поведай правду-истину», - приговаривала девушка, делая ночью отпечаток своим телом на снегу, который затем поутру рассматривала: четкий отпечаток сулил счастье в течение года, а растрескавшийся за ночь - наоборот, предвещал несчастную жизнь.

Святочные гадания как чрезвычайно яркое явление традиционной культуры, связанное с одним из фундаментальных вопросов в жизни человека - вопросом судьбы, доли, явились основой сюжетов или немаловажных для повествования эпизодов литературных произведений русских писателей, в числе которых можно назвать В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.П. Погодина, П. Бажова и др.

До сих пор Святочные гадания, хотя и утратив в сознании современного человека свое магическое значение, остаются одним из захватывающих развлечений в переходный период к Новому году.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Аноничева Т., Суханова Л. Зимние календарные обряды и песни, сопровождающие их. // Песенные традиции Поволжья М., 1996.

2. Блинова Г.П. Народная художественная культура: русские народные праздники и обряды: (Теория и история): Учеб. пособие для студентов гос. ун-тов и ин-тов культуры / Г.П. Блинова - М., 1995.

Блинова. - М.: МГУК, 1997. - 90 с.: ил.

  1. Власова З. И. Скоморохи и календарно - обрядовый фольклор / З.И. Власова // Русский фольклор: (Материалы и исследования) Т.27: Межэтнические связи. - СПб., 1993. с. 148 - 164.

Иванова А.А. Гадание на зимние святки / А.А. Иванова // Рус. словесность. - 1995. - № 1. - С. 3 - 7.

Календарь в культуре народов мира: Сб. ст. - М.: Наука, 1993. - 272 с.

  1. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М., 1990. - 208 с.

9. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1993. - 399 с.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18 - 19 века). - СПб., 1994., с. 415.

Молодежная эстрада. - спец. выпуск № 3., 1999.

Настали святки. То-то радость // Наука и религия. - 1994. - №1.-с. 12 - 14.

Обрядовое ряжение // Живая старина. - 1995. - № 2. - с. - 28 - 44.

Орлов О.Л. Праздничная культура России С-Пб., 2001., 162 с.

  1. Панкеев И.А. Русские праздники / И.А. Панкеев. - М., 1998. - 254 с.

16. Православные праздники. - С-Пб.: Тимошка, 1999., 233 с.

Праздник Рождества. - М., 1998. - 495 с.

  1. Развлекательная культура России 18 - 19 веков.: Очерки истории и теории. - С-Пб., Д. Буланин, 2000. - 522 с.
  2. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. - Собр. М. Забылиным., М., 1880.
  3. Святки // Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1., - М., 1990.
  4. Социальные функции календарных обычаев и обрядов // Миненко Н.А., - 1991., с. 201 - 220.
  5. Традиции в современном обществе: Исследование этнокультурных процессов. - М.: Наука, 1990. - 248 с.

23. Фольклор и этнография: Пробл. реконструкции фактов традиционной культуры: Сб. науч. тр. / АН СССР. - Л.: Наука, 1990. - 248 с.

Шангина И.И. Русские традиционные праздники С-Пб., 1997. -190 с.

Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона. - СПб.,1890 - 1907. - т. 1.

Ягодовская А.Т. Образ праздника в русской литературе // Русская художественная культура второй половины 19 века: Картина мира. - М., 1991. - с. 203 - 226.


Теги: Основные виды гаданий Реферат Культурология

Предположительно данное гадание появилось в конце XIX века. Оно известно и сегодня в различных интерпретациях. Для гадания требуется колода из 36-и карт. Раскладывается вечером всего один раз за день. Возьмите колоду, тщательно ее перемешайте. Выложите на стол ряд из восьми карт, ниже выложите второй, далее третий и четвертый ряды, в каждом должно быть по 8 карт. В углах образовавшегося прямоугольника наискось выложите еще 4 карты, которые называются "замычками". В итоге раскладка примет вид как на картинке, что ниже. Номер на карте означает порядок ее выкладывания на стол.

Затем карты переворачиваются в том же порядке, в котором выкладывались и по выпавшим картам объясняют судьбу в соответствии с толкователем.

Толкователь

Периоды жизни

Верхние 2 горизонтальных ряда 1-16 карты означают давнее прошлое.

Нижние 2 горизонтальных ряда 17-32 карты означают недавнее прошлое.

Левая часть раскладки 1-4, 9-12, 17-20, 25-28 карты означают настоящее.

Правая часть раскладки 5-8, 13-16, 21-24, 29-32 означают будущее.

Замычки 33, 34, 35, 36 в данном толковании не учитываются.

Вначале определяется общий характер судьбы. Для этого оценивается масть выпавших карт.

- тяжелая болезнь, известие о смерти, большое горе, крупные неприятности.

- болезнь, горе, неприятности.

- радость не без волнений, удача не без промахов, убытков и неприятностей.

Полная удача и благополучие.

Таким образом, если в какой-либо части раскладки преобладают карты одной масти или цвета, то это означает, что данный период жизни был темным и безрадостным или, наоборот, светлым и радостным.

Данная раскладка позволяет не только оценить общий характер периода жизни, но и узнать о событиях в этот период по приведенным ниже соответствиям карт. Одно и то же сочетание карт будет участвовать в описании разных периодов жизни. Гадалка сама должна определить, к какому именно периоду это относится, по возможности трактуя карту в разных ее значениях.

Дома

После рассматривания периодов жизни рассматриваются настоящее и будущее в разных домах.

Левая верхняя четверть раскладки 1-4, 9-12, 33 рассказывает о событиях настоящего и будущего в доме ваших хороших знакомых.

Правая верхняя часть 5-8, 13-16, 34 рассказывает о событиях вне дома у близких родственников или любимого человека.

Нижняя левая половина 17-20, 25-28, 35 рассказывает о событиях в доме врагов.

Нижняя правая половина рассказывает, что произойдет в вашем собственном доме.

При этом замычки 33-36 относятся только к людям посторонним данному дому, но оказывающим заметное влияние на него.

Масти имеют следующие значения.

- плохие наклонности (злость, желчность, коварство), плохие новости, печальный исход и т.д.

- ложь, обман, промах, ошибка, разорение, бедность, недоброжелательность и т.д.

- кокетство, богатство, надменность, гордость, недоступность, выигрыш и т.д.

Радость, сердечность, привязанность, горячая любовь, искренность, честность, прямота и т.д.

Преобладание какой-либо масти в четверти означает преобладание соответствующего характера в данном доме. Например, в правом верхнем углу преобладают трефы. Следовательно, ваши родственники склонны ко лжи, обману, делали в жизни много промахов и т.д. В правой нижней четверти преобладают червы. Следовательно, ваш дом сердечен, радостен, честен и т.д.

Значения достоинств

Для толкования раскладки используются соответствия достоинств карт.

Туз - высшая степень какого-либо события (большая радость, сильное горе и т.д.);

Король, Дама - лицо близкое к объекту;

Валет - посторонний;

10 - крупное предприятие, большие ожидания, грандиозные планы;

9 - денежные дела;

8 - суета, хлопоты;

7 - разговоры, выговор или похвала, рекомендация, сплетня;

6 - дорога.

Значения карт

Кроме общих значений мастей и достоинств, каждая карта имеет свое значение.

Т - денежное дело или деловое письмо, благоприятное известие о деньгах.

Т - приятная новость.

♠ К, ♠ Д, ♠ В - уважаемые и авторитетные люди, высокопоставленные лица.

♣ К, ♣ Д, ♣ В - небогатые люди средних лет.

♦ К, ♦ Д, ♦ В - богатые молодые люди.

К, Д, В - близкие клиента. Возраст определяется по следующей идущей карте.

♠ 10 - болезнь.

10 - крупная перемена.

10 - большие деньги.

10 - большая радость.

♠ 9 - препятствие.

♣ 9 - промах.

♦ 9 - выигрыш.

9 - удача.

♠ 8 - удар.

♣ 8 - слезы.

8 - удачное приобретение.

8 - удовольствие, приятное общество.

7 - ненависть, злоба, обида, вызов, ругань, отставка, риск, неприятное известие, сплетня.

♣ 7 - предложение.

7 - приятный сюрприз, награда или получение денег.

7 - неожиданное проявление внимания со стороны кого-либо.

6 - тяжелый путь или унижение.

6 - вечерний или неприятный путь, недовольство.

6 - хлопотливое, но выгодное поручение или ранний путь.

6 - веселый, приятный путь, любовное свидание или повышение.

Значения ориентированных карт

Несимметричные карты толкуются в соответствии со своей ориентацией. Чтобы разобраться в ориентации карты, нужно знать где верх, а где низ знака масти.

Пика направлена острым концом вверх ♠ .

Трефа также направлена вверх ♣ .

Бубна - не ориентированный знак масти ♦ .

Черва направлена вниз .

Если количество очков на карте нечетное, то верх карты определяется по непарному знаку масти. Так как на бубновой карте нет рисунка, который позволяет определить ее ориентацию, то необходимо поставить знак - стрелку, которая будет определять вверх и низ карты.

Туз острием вверх - казенный дом, место службы, крупная неприятность, связанная с работой.

Туз острием вниз - известие о смерти или удар, тяжелая болезнь, смерть.

Туз хвостом вверх - крупный обман, подлог или воровство.

Туз хвостом вниз - ложный слух или испуг, отказ.

Туз отметкой вверх - огромные деньги или неожиданное получение наследства.

Туз отметкой вниз - свадьба.

Туз острием вниз - неожиданное счастье.

Туз острием вверх - большая радость.

9 острием вверх - крупная неприятность, проигрыш или драка.

9 острием вниз - снятие с должности, следствие или суд.

9 хвостом вверх - небольшие деньги, перемены в жизни.

9 хвостом вниз - неприятная встреча или тяжелое объяснение.

9 острием вниз - приезд любимого человека или родственника.

9 острием вверх - любовное объяснение или свидание.

7 острием вверх - ссора.

7 острием вниз - болезнь, заботы или безденежье.

7 хвостом вверх - крупный выигрыш или примирение.

7 хвостом вниз - болезнь, заботы или безденежье.

7 острием вниз - обручение.

7 острием вверх - веселая компания.

 


Читайте:



Помощь мага в различных ситуациях в жизни Нужна помощь ведьмы

Помощь мага в различных ситуациях в жизни Нужна помощь ведьмы

Избавьтесь от сумрака в вашей жизни Она не выглядит так, какими обычно рисует наше воображение знахарей. Никаких вычурных одеяний, никаких...

Как могут помочь реально сильный маг или колдун

Как могут помочь реально сильный маг или колдун

Каждый, кто искал специалиста в магии и колдовстве, не важно с какой целью, получить ли магическую помощь в делах, либо провести любовный приворот,...

Расклад таро для двоих - будем ли мы вместе

Расклад таро для двоих - будем ли мы вместе

Мало кто из людей не хочет знать о своем будущем. Стоит только получить предсказание, человек сразу же начнет анализировать его. И если скоро...

Джованни джолитти. Джолитти джованни

Джованни джолитти. Джолитти джованни

итальянский государственный политический деятель, премьер-министр Итальянского королевства (пять раз). Получил юридическое образование в Туринском...

feed-image RSS