Главная - Талисманы, амулеты
Люди одинаковые в том, что они разные. Личность. Почему все люди разные и одинаковые? Все люди одинаковые

Одним из самых интересных отделов психологии является психология личности. Еще в конце тридцатых годов люди активно начали проводить различные исследования на эту тему. Так что уже ко второй половине прошедшего столетия были сформированы многочисленные подходы и теории о личности. Каждый человек разный. Почему же люди такие очень разные?

Мы считаем, что наиболее подходящим определением является следующее определение. Личность – это системная устойчивость социальных черт индивидуального человека, которая характеризует индивида как члена, входящего в состав того или другого общества.

Один из самых современных подходов рассматривает личность как систему биопсихосоциальную. Собственно, именно эти три фактора и составляют личность – психологический, биологический и социальный.

К биологическому фактору относятся все внешние признаки (рост, цвет глаз, форма ногтя) и внутренние (парасимпатический и симпатический тип вегетативной системы, биоритмы, особенности кровообращения – короче все те моменты, которые относятся к анатомическим и физиологическим особенностям).

К психологическому фактору относятся все функции психические – внимание, восприятие, память, эмоции, мышление, воля. Все эти особенности имеют под собой материальную основу и достаточно сильно обусловлены ей, то есть они определяются в большинстве случаев генетически.

Ну и к последнему фактору относится социальный фактор. Этот фактор объяснить несколько сложнее, потому что в него входит все общение, все взаимодействие с окружающим вас миром и людьми. Если говорить проще, то это весь жизненный путь и опять человека в общем.

Однако тут вы можете спросить, с какого же момента начинается формирование человека как личности? Ведь тут всем нам известно, что личностью не рождаются, ей становятся, а индивидуальность отстаивают.

Все люди рождены очень похожими, несмотря на то, что каждый младенец имеет свой собственный набор психологических и биологических особенностей, которые стремительно развиваются именно в 1-ый год жизни ребенка. Со временем каждый ребенок развивает не только свои психологические особенности, но и приобретает социальные навыки, опыт общения с окружающими, взаимоотношения. Время проходит, а круг общения и знакомств человека все больше разрастается, так что и опыт его общения становится все больше и многостороннее. Именно так и формируется личность, так появляется и уникальность каждого отдельного человека, потому что и жизненны опыт, и круг общения у людей совершенно разный. Невозможно их спланировать или просчитать, потому что в этом деле слишком много случайных моментов, явлений, жизненных обстоятельств, которые меняются каждую минуту. Жизненный опыт приобретается человеком не только в связи с человеческим общением, но и в связи с различными общественными и личными событиями.

Что происходит с человеком, когда он болеет? Изначально человек рождается с одним набором психологических и социальных качеств. Вот он жил, рос, развивался, поучал опыт в разных социальных сферах, а потом вдруг заболел. В результате болезни изменились какие-то его биологические особенности (какая-то часть его здоровья была утрачена), а еще и психологические особенности (изменяется память и мышление – сейчас человек начинает думать о болезни и о том, как от нее можно избавиться). Кроме того болезнь влияет и с точки зрения социума, потому что социум несколько иначе относится к больным людям, нежели к здоровым. Тут играет роль и продолжительность болезни – на кратковременную болезнь общество реагирует незначительно, а вот на долговременную, то отношение будет несколько иным. Тут человек уже приобретает опыт общения, скажем, не в школе, а в больнице с остальными больными и представителями взрослого общества, медиками, а не учителями. Часто это общение продолжается и после выздоровления довольно длительное время.

Вот о чем мы говорим, когда утверждаем, что опыт социального общения и социальной жизни влияет на каждого человека индивидуально, что делает его единственным и неповторимым. Вот ответ на всех волнующий вопрос – почему же все люди разные?

Однако ведь часто слышны и такие утверждения, что все люди – одинаковые. Как же быть с этим утверждением? Да, правда, человек не слишком меняется даже на протяжении всего своего существования. Согласно психоаналитической теории господина Фрейда был выведен общий принцип человеческого психологического строения. Тут идет речь об абсолютном гедонизме, который гласит, что люди вечно стремятся к удовольствиям. Вот почему со времен существования человека он вечно стремился удовлетворить свою главную потребность – потребность в получении полного удовольствия. Конечно же, тут многие не согласны с этими утверждениями, именно поэтому несколько позже этот принцип был несколько доработан и изменен, а в последствии его назвали абсолютным гедонизмом. Он стал теперь звучать так - человек стремится к жизни, полной удовольствий и без конфликтов. Тут имеется в виду то, что в постоянном поиске удовольствий человек постоянно обязан соотносить свои интересы с интересами общества, с внешними обстоятельствами, так что он постоянно должен сохранять баланс между собственными интересами и интересами социального окружения.

Особенно ярко выражен принцип гедонизма в психике ребенка. Наблюдая за маленькой личностью всего на протяжении одного дня сразу становится понятно, что все его помыслы, интересы и действия направлены именно на то, чтобы получить удовольствие, чтобы восстановить свой внутренний комфорт. Однако постепенно дети включаются в процесс социализации, так что теперь его ограничительными факторами, которые не дают ему постоянно получать удовольствия, становятся социальные. И чем лучше, чем успешнее проходит процесс социализации, тем более адаптированной и автономной становится личность. Универсальный залог здоровья личности, каждого человека (психического) состоит в том, чтобы быть счастливым, но при этом жить без конфликтов.

Психология личности, пожалуй, самый интересный раздел психологии. С конца 1930-х гг. в психологии личности начались активные исследования. В результате ко второй половине прошлого века сложилось много различных подходов и теорий личности. На сегодняшний момент существует около 50 определений понятия личность

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Самый современный подход рассматривает человека как биопсихосоциальную систему. И, по большому счету, совокупность этих трех факторов: биологического, психологического и социального и есть личность.

Биологический фактор – это внешние признаки: и цвет глаз, и рост, и форма ногтей; внутренние признаки: симпатический или парасимпатический тип вегетативной нервной системы, особенности кровообращения, биоритмы, словом: биологический фактор – это все то, что относится к анатомии и физиологии человека.

Психологический фактор – это все психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, которые имеют в своей основе материальный субстрат и в немалой степени им обусловлены, т.е. определены генетически.

И наконец, третья составляющая личности – это социальный фактор. Что понимается под этим социальным фактором?

Социальный фактор – это, в принципе, весь опыт общения и взаимодействия с окружающими людьми и с окружающим миром в целом. Т.е. это по своей сути весь жизненный опыт человека.

А как вы думаете: с какого момента начинается формирование личности?

Не помню, кто сказал, но очень точно: “Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают”.

Люди рождаются очень похожим. Конечно, младенцы отличаются, потому что каждый имеет свой собственный индивидуальный набор биологических качеств, а так же психологических, которые будут стремительно развиваться в первые годы жизни. И все-таки они очень похожи друг на друга. Постепенно каждый человек не только развивает свои психологические качества, но и приобретает социальный опыт – опыт взаимоотношения с окружающими его людьми. Постепенно человек подрастает и круг окружающих его людей становится все шире, все разнообразнее и его опыт общения становится все более многосторонним. Так формируется личность, так умножается уникальность каждого человека, потому что жизненный опыт у каждого свой собственный. Его невозможно спланировать, просчитать, потому что слишком много случайных явлений и обстоятельств ежедневно и ежеминутно вмешивается, встраивается в жизнь каждого человека. Жизненный опыт – социальный фактор личности, он складывается не только на основании взаимодействия с людьми, но так же и на основании взаимодействия с различными событиями общественными и личными.

Например, человек заболел тяжелой болезнью. Что происходит? Вот человек родился с неким набором биологических и психологических качеств, жил – развивался – приобретал опыт социальных взаимодействий и вдруг заболел. Болезнь это событие, которое изменяет биологический фактор – на период болезни утратилась какая-то часть его здоровья, изменился так же психологический фактор, поскольку во время болезни изменяется состояние всех психических функций и память, и внимание, и мышление – во всяком случае, содержание мышления – теперь человек думает о болезни и о том, как от нее излечиться. А так же болезнь оказывает влияние и на социальный фактор. К больному человеку окружающие люди относятся иначе, нежели к здоровому. Если болезнь непродолжительная, то и влияние ее будет коротким и незначительным, а если речь идет о тяжелой и длительной болезни. Например, ребенку 7 лет и ему пора идти в школу – это событие планируется, в школе он будет общаться со сверстниками и учителями, очень многое изменится в его жизни и он интенсивно будет приобретать новый социальный опыт. А если тяжелая болезнь и лечение требует нескольких месяцев? И в этом случае человек будет приобретать свой уникальный социальный опыт, только опыт этот будет иной по содержанию. Он будет общаться со сверстниками, но не в школе, а в больнице, так же он будет общаться и с авторитетными взрослыми, но не учителями, а представителями медицинских профессий. Кроме того, изменятся и его отношения с окружающими близкими людьми. Причем иногда эти изменения отношений с ближайшим окружением может продолжаться не только в период болезни, но и длительное время после. Этот пример – частность, но он проиллюстрирует насколько вариабельным и не всегда предсказуемым может быть социальный опыт каждого человека.

Именно этот социальный опыт придает каждому человеку уникальность и делает его неповторимым, единственным в своем роде. Это ответ на вопрос: почему все люди разные.

С другой стороны, мы часто говорим: люди – все одинаковые и даже на протяжении своей истории существования человек не слишком изменился. З.Фрейд в ходе создания своей психоаналитической теории вывел общий принцип психологического устройства человека – принцип абсолютного гедонизма, который означает, что человек постоянно стремится к тому, чтобы получать удовольствия. Исходя из этого принципа, главной потребностью человека и основной мотивацией всех его поступков является получение удовольствия. Многие не согласны с такой формулировкой и готовы поспорить. В последующем этот принцип был доработан, несколько изменен и получил название принципа относительного гедонизма, который звучит так: человек стремится получать удовольствия и жить без конфликтов. Т.е. человек в своем стремлении получить удовольствие постоянно соотносит удовлетворение своей потребности с внешними обстоятельствами, желая сохранить баланс между своими интересами – удовольствиями и социальным окружением. Принцип абсолютного гедонизма присущ детской психике. Если понаблюдать за маленьким ребенком в течение дня, то становится очевидным, что все его помыслы, интересы и действия направлены именно на получение удовольствия и восстановление состояния внутреннего комфорта. Постепенно ребенок включается в процесс социализации и основным ограничительным фактором, препятствующим получению удовольствия, становится социальный. Чем успешнее пройдена социализация, тем более автономной и, в то же время, более адаптивной формируется личность. Быть счастливым и жить без конфликтов – это универсальный залог психического здоровья каждой личности – каждого человека.

У людей мозги очень разные — по своей структуре, архитектонике, полям головного мозга — разница в 40 раз. В 40 раз! Это разница между тараканом и великаном.

Мы ведь думаем, вот все скелеты одинаковые, значит все люди примерно одинаковые. На самом деле, большая разница головного мозга. И это принципиально. Плюс, есть ещё момент возрастной: после 55 лет начинается апоптоз — это процесс смерти клеток головного мозга. Если к проблемам при рождении добавить проблемы апоптоза, плюс маразм от идеологии, которую вдалбливали и которая действовала на слабый мозг… то мы получим прелестную картину фанатизма — слепой веры. И неважно, будет ли это вера в Сталина или это будет террорист, который совершает свой акт во имя Аллаха, но это будет совершенно искренний человек. И чем слабее мозг человека, тем больше в человеке искренности. В дурдоме там вообще все сплошь искренние люди.

В целом, люди, конечно же, не одинаковые. Не всякий человек является высокоразвитой личностью.
Все ли люди одинаковы? По поступкам людей вы узнаете их различие. Мы недооцениваем то животное, которое красиво и поэтично называем человеком. В нём сосредоточено столько омерзительного и столько хорошего, но это всё разные люди. В одном человеке будет много хорошего, а в другом будет много плохого. Середины не бывает. Середина — это не общая вещь.

Я, как человек всерьёз интересующийся физиологией и нейрофизиологией, скажу, что люди — это существа категорически разные. Если одни могут не только убивать, но убивать жестоко (например, отрезать голову) и не испытывают при этом никакого дискомфорта — никакие семенные доли ему в этом не могут воспрепятствовать. Ну, не наросли у него семенные доли или метаболизм у него другой (по причине травмы, болезни), или наследственное что-то. А другой человек наоборот: цветочек погибает и у него уже слёзы наворачиваются. И когда мы показываем разные примеры (вот человек страдает из-за цветочка, а вот рубит головы), а потом это всё обобщаем и говорим — «вот люди». А понятия «человек» и «человечество» нельзя обобщать. Есть человек и есть как-бы человек. Для меня, во всяком случае, это так. Для меня нет единого человека. Это моя точка зрения и я имею на неё право.

Как-то в сочинении мой ученик написал: «Общее в людях только то, что они все разные». И действительно это так. Мы наделены разными оттенками глаз, кожи, мы говорим на разных языках, обладаем разными умственными способностями. Мы по-разному относимся к одним и тем же вещам, даже смеемся и плачем по-разному. Предрассудки и стереотипы относительно людей, которые в чем-то отличаются от многих, весьма распространены не только в нашем обществе, но и во всем мире. Такое восприятие и отношение причиняют страдания. Справедливость любого общества измеряется тем, как оно относится к наиболее уязвимым группам людей. Очень важно развить в себе способность представить себя в их положении.
Всем людям, а подросткам в особенности, необходимо научиться принимать самих себя и других такими, какие они есть.
Различия нуждаются в уважении и заботе, а мы часто вольно или невольно пытаемся склонить человека думать так, как мы, воспринимать мир таким, каким видим его мы. Сколько неразрешимых конфликтов разгорается из-за нашего неумения ценить право каждого быть непохожим на других.
Важно научиться жить в гармонии с другими. Только тогда любому будет комфортно. Атмосфера, которую учитель создает в классе, должна быть теплой, располагающей и поддерживающей каждого ученика. Только в такой обстановке ребенок будет вести себя естественно, воспринимать себя таким, каков он есть на самом деле.
Игра. Возьмите листок бумаги и приколите его к спине своего одноклассника. Пусть каждый карандашом попробует написать что-либо приятное для своего товарища. Все надписи должны быть добрыми и анонимными. Например: «Спасибо за то, что ты такой отзывчивый и веселый». Потом каждый снимет листок со своей спины и прочтет его.

Самый особенный
Для 6-9-летних детей использовать слово «особенный», а для старших - «уникальный». Для старших детей сделать акцент на обсуждение.
Цели. Научить ребят осознавать собственную уникальность и гордиться ею, уважать уникальность других; создать атмосферу открытости и доверия.

Ход занятия
Попросите участников подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных. Один говорит: «Я умею плести корзины». Если больше никто не может сказать: «Я тоже», он получает один балл, если кто-то тоже обладает такой же способностью, он садится рядом с тем, у которого такое же увлечение.
Обсуждение: хорошо ли быть уникальным? Каждый ли человек уникален? Что мешает нам оставаться уникальными?

Козы и волки
Цели: исследовать причины, по которым люди вызывают или не вызывают доверие; обсудить чувства страха и безопасности. Здесь понадобятся таблички с надписями: «козленок», «коза», «волк».
Участники вытаскивают эти таблички из коробки, не показывая друг другу. Одного надо попросить пересказать сказку про семерых козлят.
В одном углу комнаты садятся в тесный круг «козлята». Это их домик. Остальные участники собираются в другом углу. Каждый из них по очереди подходит к «домику» и пытается убедить «козлят», что он «коза». Если они убедятся, то впустят «волка» в дом. Он «съедает» одного «козленка» и выбывает из игры. Цель «козлят» - остаться целыми и невредимыми. Цель «коз» и «волков» - попасть в домик.
Эта игра позволит участникам начать общаться друг с другом более доверительно и попробовать себя в разных ролях. Будет интересно обсудить:
Что чувствовали «козлята»?
На чем они основывались, когда принимали решение?
Почему иногда ошибались?
Часто ли наши впечатления о людях бывают ошибочными?
Что чувствовали «козы», когда их принимали за «волков»?
Как они пытались убедить «козлят»?
Приятно ли быть «волками»?
Случалось ли, что кто-то в жизни оказывался «волком» против своей воли?

​Наталия ГУДОШНИКОВА, учитель граждановедения, Саранск

 


Читайте:



Что ждёт Россию в ближайшее будущее, если мы дрогнем, Путин отступит и победит пятая колона Пророчества о ближайшем будущем и настоящем

Что ждёт Россию в ближайшее будущее, если мы дрогнем, Путин отступит и победит пятая колона Пророчества о ближайшем будущем и настоящем

26 декабря 2004 года цунами унесло в Южной и Юго-Восточной Азии жизни почти 300 тысяч человек. Землетрясения, инфекции, техногенные катастрофы,...

Икона Феодоровской Божьей Матери: фото, описание, значение, в чем она помогает, молитвы Феодоровская икона божией матери история обретения

Икона Феодоровской Божьей Матери: фото, описание, значение, в чем она помогает, молитвы Феодоровская икона божией матери история обретения

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в...

Самые загадочные случаи исчезновения людей Самые загадочные исчезновения

Самые загадочные случаи исчезновения людей Самые загадочные исчезновения

МОСКВА, 20 мая — РИА Новости, Виктор Званцев. Разыскивать одного пропавшего человека могут тысячи волонтеров, спасателей и полицейских. Некоторые...

Как сложится брачная ситуация

Как сложится брачная ситуация

Как нам говорят бабушки:«Все выходят, и ты выйдешь рано или поздно». Как бы не так. И мы – не все. И поздно не всегда нужно, т.к. ложка хороша к...

feed-image RSS