Главная - Молитвы
Как рассказать ребенку о луне. Из чего состоит Луна — объяснение для детей. Луна отдаляется от Земли

У нашей планеты, в отличии от многих других, есть только один естественный спутник, который можно наблюдать ночами на небосклоне - это, конечно, Луна. Если не брать в расчет Солнце, то именно этот объект является самым ярким, который можно наблюдать с Земли.

Среди остальных спутников планет, спутник планеты Земля занимает пятое место по своей величине. На нем нет ни атмосферы, ни озер и рек. День и ночь сменяют друг друга здесь с периодичностью в две недели, при этом можно наблюдать перепад температуры равный в триста градусов. И она всегда повернута к нам только одной своей стороной, оставляя в загадках свою темную обратную сторону. Этот бледно-голубой объект ночного неба - Луна.

Лунная поверхность покрыта слоем реголита (песочной пыли черного цвета), который достигает на разных участках толщины от нескольких метров до нескольких их десятков. Лунный песок реголит возникает от постоянного падения метеоритов и дробления в состоянии вакуума, не защищенного под воздействием космических лучей.

Поверхность Луны неровная с множеством кратеров различного размера. На Луне есть как равнины, так и целые горы, выстроенные в цепочку, высота гор до 6 километров. есть предположение, что более 900 миллионов лет назад на Луне происходила вулканическая активность, об этом говорят найденные частицы грунта, образование которых могло быть в следствии извержений.

Сама по себе поверхность на Луне очень темная, несмотря на то, что в лунную ночь мы хорошо видим Луну на ночном небе. Лунная поверхность отражает чуть более семи процентов солнечных лучей. Даже с Земли можно наблюдать пятна на ее поверхности, которые по древнему ошибочному суждению, сохранили за собой название "море".

Луна и планета Земля

Луна всегда обращена к планете Земля одной стороной. На этой видимой с Земли стороне большую часть занимают равнинные пространства, которые называют моря. Моря на Луне занимают порядка шестнадцати процентов общей площади и представляют собой гигантские кратеры, которые появились после столкновения с другими космическими телами. Другая скрытая от Земли сторона Луны почти полностью испещрена горными цепями и кратерами от небольших до огромных размеров.

Влияние самого близкого к нам космического объекта Луны распространяется и на Землю. Так, типичным примером служат приливы и отливы морей, которые возникают из-за гравитационного притяжения спутника.

Происхождение Луны

По различным исследованиям между Луной и Землей есть много различий, в первую очередь в химическом составе: на Луне практически нет воды, относительно небольшое содержание летучих элементов, небольшая плотность в сравнении с Землей и маленькое ядро из железа и никеля.

Тем не менее радиометри́ческий анализ, по которому определяют возраст небесных объектов если в составе есть радиоактивный изотоп, показал, что возраст Луны такой же, как и у Земли 4,5 миллиарда лет. Соотношение стабильных изотопов кислорода у двух небесных объектов совпадает, при том, что у всех изученных метеоритов такие соотношения имеют сильные различия. Это говорит о том, что и Луна и Земля в далеком прошлом образовались из одного вещества, находящегося на одинаковом расстоянии от Солнца в до-планетном облаке.

Исходя из общего возраста, сочетания схожих свойств при сильном различии между двумя близкими объектами Солнечной системы выдвигается 3 гипотезы происхождения Луны:

  • 1. Образование и Земли и Луны из одного до-планетного облака

  • 2. Захват гравитацией Земли уже сформированный объект Луну

  • 3. Образование Луны в следствии столкновения с Землей крупного космического объекта по размерам сопоставимого с планетой Марс.

Изучением бледно-голубого спутника Земли Луны занимались еще с глубокой древности. Например, среди греков особо известны размышления Архимеда по ее поводу. Подробно же описал Луну с ее характеристиками и возможными свойствами Галилей. Он увидел на поверхности Луны равнины похожие на "моря", горы и кратеры. А в 1651 году итальянский астроном Джованни Риччоли создал карту Луны, где подробно расписал лунный ландшафт видимой с Земли поверхности и ввел обозначения для многих частях рельефа Луны.

В XX веке интерес к Луне возрос при помощи новых технологических возможностей для исследования спутника Земли. Так 3 февраля 1966 года на поверхность Луны впервые совершил мягкую посадку советский аппарат Луна-9. Следующий аппарат Луна-10 стал первым искусственным спутником Луны, а спустя совсем немного времени 21 июля 1969 года на Луне впервые побывал человек. Наступила череда многих открытий в области селенографии и селенологии, которые совершили советские ученые и их американские коллеги из NASA. Затем к концу XX века интерес к Луне плавно поутих.

(Фотоснимок обратной стороны Луны, приземлившийся аппарат "Чаньэ-4" )

Китайский космический аппарат "Чаньэ-4" 3 января 2019 года успешно сел на поверхность обратной стороны луны, эта сторона постоянно обращенная в сторону от света излучаемого Земли и невидимая с поверхности планеты. Впервые обратная сторона лунной поверхности была сфотографирована советской станцией "Луна-3" 27 октября 1959 года, а спустя более полувека в начале 2019 года китайский аппарат "Чаньэ-4" сел на поверхность обратную от Земли.

Колонизация на Луне
Многие писатели и фантасты наравне с планетой Марс, рассматривают Луну, как объект для будущих колонизаций человеком. Несмотря на то, что это больше похоже на выдумку, американское агентство NASA всерьез задумалась над этим вопросом, поставив задачу разработать программу "Созвездие" по переселению людей на Лунную поверхность со строительством настоящей космической базы на Луне и разработки "межземле-лунных" космических перелетов. Однако, эта программа была приостановлена по решению президента США Барака Обамы из-за высокого финансирования.

Роботы-аватары на Луне
Тем не менее, в 2011 году NASA вновь предложила новую программу, на этот раз под названием "Аватары" по которой требовалось разработать и изготовить на Земле роботов-аватаров, которые затем будут доставлены на спутник Земли Луну с целью дальнейшей имитации проживания в лунных условиях человека с эффектом телеприсутствия. То есть управлять аватаром-роботом будет с Земли человек, полностью облачившись в костюм, который будет имитировать его присутствие на Луне в качестве робота-аватара, находящегося в реальных условиях на лунной поверхности.

Иллюзия большой Луны
Когда Луна находится низко над горизонтом Земли, возникает иллюзия, что ее размеры больше, чем есть на самом деле. При этом реальный угловой размер Луны не меняется, даже, напротив, чем ближе она к горизонту, тем угловой размер немного уменьшается. К сожалению, такой эффект трудно объясним и скорее относится к ошибке зрительного восприятия.

Есть ли времена года на Луне?
И на Земле, и на любой другой планете смена времен года происходит от наклона её оси вращения, при этом интенсивность смены времен года зависит от расположения плоскости орбиты планеты, будь то спутника вокруг Солнца.

Луна же имеет наклон своей оси вращения к плоскости эклиптики 88,5°, практически перпендикулярна. Поэтому на Луне с одной стороны почти вечный день, с другой стороны почти вечная ночь. А значит температура также в каждой части поверхности Луны своя и практически неизменна. При этом речи о смене времен года на Луне скорее не может быть, куда больше от простого отсутствия атмосферы.

Почему собаки лают на Луну?
Однозначного объяснения этому явлению нет, но скорее всего, по мнению некоторых ученых играет страх животного перед эффектом, схожим с Солнечным затмением от которого у многих животных появляется страх. Зрение собак и волков очень слабое и Луну в безоблачную ночь они воспринимают, как Солнце, путая ночь со днем. Слабый лунный свет и сама луна воспринимается ими, как тусклое Солнце и поэтому, видя Луну, они ведут себя также, как и при Солнечном затмении, воют и лают.

Лунный капитализм
В сказочном романе Николая Носова "Незнайка на Луне" Луна представляет собой спутник, возможно, искусственного происхождения, где внутри оказывается целый город - оплот современного капиталистического строя. Что интересно, детский рассказ не сколько кажется фантастическим, сколько социально-политическим не теряющим актуальность и в современное время, интересный и ребенку и взрослому.

Детям о Луне рассказывать очень интересно, так как она притягивает их каким-то магическим образом. Мой ребенок очень ярко реагировал на Луну, еще когда я возила его в коляске. И конечно же сейчас, когда он серьезно увлечен космосом, я хочу рассказать ему о его любимице Луне. Не пугайтесь, все что мы будем “изучать” я преподнесу в игровой форме, и скажу честно, это еще больше увлекло моего ребенка в космическое пространство. Выбраться бы потом из этой темы.

Литература для занятия “Детям о Луне”

Но чтобы дойти до желаемой Луны, нам нужно выйти за пределы планеты Земля. Что окружает нашу планету? Правильно, атмосфера. Мы ведь не раз уже читали о ней, но понятно ли ребенку 3-4 лет, что это такое?

Конечно же информация необходима, ещё лучше, когда она представлена в книгах с хорошими наглядными иллюстрациями. Хорошо, начнем с теории. Атмосферой принято считать ту область вокруг Земли, в которой газовая среда вращается вместе с Землей как единое целое. Атмосфера является защитным слоем планеты, защищая ее обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения.

В детских энциклопедиях даже даются названия первых двух слоев, а значит вперед мы не забегаем. Хотя я помню, что эту тему мы изучали в школе примерно с 5-го класса. Итак начнем, уверена, что мне удастся объяснить Александру, которому сейчас 3 года 10 месяцев: что такое атмосфера и как она защищает нашу землю.

Очень наглядное описание атмосферы, где в слоях ребенок видит летающий самолет, метеозонд, космические аппараты мы нашли в энциклопедии “Вселенная 3D”.

Обратите внимание на прекрасную книгу Левитана Звездные сказки , в которой героиня подружилась с Луной и звездами. Чтиво прекрасно подходит для детей дошкольного возраста. А для ребят 6-8 лет советую к прочтению Сказочные приключения маленького астронома от того же автора.

Затем перешли к нашей любимой серии “Самая первая энциклопедия”, на этот раз “Планета Земля”. Я не раз писала, что эта серия мне кажется очень удачной для начинающих, она очень доступна в языке написания, красочна и с большими буквами. Большинство текста в книгах этой серии Александр читает сам, что для меня является неоспоримым плюсом. В этой книге тема атмосферы представлена во всём разнообразии, развороты: воздушное покрывало Земли, настроение атмосферы, облака плывут по небу.

В книге Чудесная планета из серии “Твоя первая энциклопедия”, на этот раз от Махаон, также нашлась информация, и не только об атмосфере, но и по теме Луна. А именно о приливах и отливах.

Думаю, что теории достаточно, теперь нужно донести всё это до ребенка, которому сейчас 3 года 10 месяцев. Начнем?

Атмосферу планеты Земля можно объяснить ребенку на примере варенного яйца. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому как в яйце желток окружен белком.

Макет атмосферы Земли

Дальше делаем с ребенком наглядный макет атмосферы Земли. У нас это заняло часть вечера. Конечно было бы красивее использовать крышки от обувных коробок, но у нас обувь так не хранится, поэтому я взяла коробки от кукурузных хлопьев.

Ребенку необходимо увидеть все слои атмосферы. Дошкольнику показать их родители могут с помощью макета. Школьники смогут создать макет сами.

Ну а теперь более подробно снизу вверх:

Мезосфера (50-85км):
Здесь сгорают метеоры не долетая до Земли (осколки комет, астероидов)
Карман – это условная граница между атмосферой Земли и космосом (85-100км)
Термосфера (100-690км):
Здесь происходят полярные сияния и летают космические аппараты.

И добро пожаловать в экзосферу , которая расположена выше 690км.

Вся информация была взята с Википедия .

Теперь Александр с легкостью мог ответить на эти вопросы.

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?

(По А. Матутиа)

Переходим непосредственно к Луне, прочитываем об этой красавице в книге

В книге

В книге

И в книге Вселенная

Мое описание всех этих книг находится в и .

Опыты Кратеры на Луне

Ну вот теперь можно приступать к играм. Сначала мы решили провести опыт и сделать кратеры на Луне. Было очень весело, ребенок узнал получше о реакции соды с уксусом.

Нам понадобилось:

  • Блюдо с содой (это Луна);
  • уксус (у нас 5%);
  • красители (добавила в уксус);
  • пипетка.

Пипеткой Александр до этого не работал, ну нет в Доминикане этих пипеток и я немного переживала как у него получится, но всё вышло как по маслу. Конечно же использование пипетки это еще одно развитие мелкой моторики, а когда в пипетке что-то что не должно разлиться, то и аккуратности.

Начинаем делать кратеры. А они шипят и пузырятся.

Александр наблюдал за этим действием с большим интересом.

Ну вот, художник сообщает, что шедевр готов.

И тут же спрашивает:

– Мамочка, а можно теперь я сделаю что хочу?
– Конечно можно, это же твоя Луна – отвечаю я.

И Александр выливает оставшийся синий уксус наблюдая за бурлением самого большого кратера.

А затем набирает горсть соды и бросает ее в желтый уксус.

Вот это восторг!!! Эксперименты закончены, теперь очередное веселье – мытье под краном всех материалов.

Из прочитанных книг мы уже знаем как образуются кратеры на Луне. Их делают астероиды, которые врезаются в наш спутник. Так как у Луны нет атмосферы, соответственно у нее нет от них защиты.

Увидеть нам это наглядно поможет:

  • Поднос с лунным песком (можно взять подкрашенную муку и даже сухой цемент). Луна покрыта слоем пыли и так было бы еще наглядней, но мы играли в квартире. Конечно же выбирая материал нужно в первую очередь думать о безопасности ребенка.
  • Камни (у нас декоративные разных размеров и форм).

Александр из состояния стоя, чтобы был хороший разгон у камня, роняет его в песок.

Мы сразу замечаем выемки в песке напоминающие кратеры. И вот что у Александра получилось в итоге.

Астрономия для детей – фазы луны

Затем мы начали разрабатывать план как понять почему Луна в небе видна не всегда одинаковой формы. Вырезав из картона фазы луны, я попросила Александра их раскрасить, он с энтузиазмом взялся за дело.

В книгах мы уже прочли, что Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки. Соотнося наши модели солнца и Земли с Луной, увидели как происходят лунные и солнечные затмения. Когда наши “луны” подсохли, я попросила Александра попробовать разложить их самому. Я чувствовала что он сможет, информации для этого было дано достаточно. Единственное, что я ему подсказала, что новолуние должно быть около солнца.

После того как он всё разложил, Александр стал ходить по кругу называя фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и теперь на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны и опять новолуние. Он сделал кругов 5-6, ему нравилось называть их как если бы это была какая-то считалочка.

Я думаю, что ребенок хорошо понял материал.

И всё же я хотела, чтобы Александр запомнил фазы луны навсегда. Мы сделали с ним отличную аппликацию, которая теперь висит у нас перед обеденным столом. Делали мы её вместе, обсуждая. Итак, если серп в небе похож на буквы С, то луна “старая” убывающая, если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

И ребенок понял! Около 5 вечера мы вышли для занятий спортом на террасу, а в небе была видна луна. Александр тут же сообщил:

– Мамочка, смотри, это растущая луна. Осталось совсем чуть-чуть до полнолуния!

Когда мы вернулись домой, я быстро установила в моем шкафу (это самое темное место у нас дома) “сцену” для нашего следующего представления.

Мне понадобилось:

  • Фонарик (это Солнце, я повесила его на палку);
  • большой мячик (Земля);
  • маленький мячик (Луна);
  • человечек из Лего (прикрепила к мячу пластилином).

Начала я с вопроса:

– Луна видна на небе только ночью?
– Нет, мы только что видели её в голубом небе, – ответил Александр.
– Но почему это бывает не всегда? Тебе интересно? Давай посмотрим.

Сначала посмотрим когда у нашего человечка день и ночь. Вспоминаем, что сутки это один оборот Земли вокруг своей оси.
Человечек вверху – это день. Человечек внизу – это ночь.

Теперь начнем с новолуния. Когда Луна сверху человечка, то хотя он и смотрит наверх, но видит только её темную часть.

Уже через два дня Луна сдвигается и человечек может наблюдать её узенький освещенный кусочек. С каждым днем кусочек будет увеличиваться и увеличиваться. Эта фаза растущая Луна. С каждым днем появление Луны из-за горизонта будет более поздним и вот она уже выходит на небо в полдень. Именно эту фазу Луны можно увидеть с Земли днем. Именно этот момент мы застали с Александром на террасе.

Конечно же мы провели наш теннисный мячик – Луну по всем фазам, это очень наглядно показало ребенку как от освещения Солнцем меняется фаза Луны. Но я не буду увеличивать объем данного поста моими фотографиями, а просто дам ссылку на сайт где была взята мною эта идея. Думаю, что многим из вас знаком автор Татьяна Пироженко по книгам “Клуб почемучек” и в посте Почему Луну видно днем? можно посмотреть полностью её объяснение с фотографиями на тему “фазы Луны”.

Ну и чтобы закончить с Луной мы поговорили о том, почему когда мы видим половинку круга в небе, это называется четвертью. Наглядно ребенок понимает это очень быстро. Я спросила у Александра:

– Когда мы видим полнолуние, то это целая Луна или ее половинка?
– Целая, – ответил ребенок.
– Давай с тобой вспомним, что Луна всегда повернута к Земле только одной стороной. Мы с тобой читали, а потом делали опыт, где мальчик видел только одну сторону Луны.

Я взяла яблоко и попросила ребенка представить, что это целая Луна, затем я разрезала его пополам.

– Сколько у нас на тарелке яблока?
– Половина.
– Также выглядит наша Луна, когда мы видим полнолуние?
– Да.
– Значит какую часть Луны мы видим на самом деле в полнолуние?
– Половину.
– Очень хорошо, а теперь я возьму половинку круга и объясню тебе почему эту фазу Луны называют первой четвертью.

Я разрезаю яблоко на 4 части.

– Сколько нам нужно оставить на тарелке, чтобы выглядело как наша Луна?

И Александр с легкостью отложил одну четвертинку.

Как советует Татьяна Пироженко, я выдала ребенку сыпучий материал (20 бусинок) и попросила его, чтобы он разложил их в 4 емкости в равных частях.

Затем положила перед Александром половинки Луны, мы же знаем, что из них получится одна целая. И попросила его поставить части с бусинками так, чтобы они все были задействованы как одно целое.

Теперь каверзный вопрос:

– А как мы распределим бусины если я положу перед тобой полнолуние и первую четверть луны?

Всё, ребенок усвоил тему!!!

Мультфильмы про Луну для детей

Луна - единственный естественный спутник Земли, второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и единственный астрономический объект вне нашей планеты, на котором побывал человек.

О Луне слагают песни, вокруг нее много тайн и загадок, а некоторые вообще считают Луну гигантским искусственным спутником Земли, приводя различные аргументы.

Луна с диаметром 3474 км является пятым по величине естественным спутником планеты Солнечной системы. Самый большой - спутник Юпитера Ганимед с диаметром 5262 км, за ним следует Титан - спутник Сатурна (5150 км).

Суперлуние 2012 над Гранд-Каньоном.

Среднее расстояние между центрами Земли и Луны - 384 467 км. На самом деле, это округленное значение, ведь сегодня методами лазерной локации расстояние до Луны измеряется с ошибкой в несколько сантиметров! Долететь от Земли до Луны можно всего за 3.5 суток.

В первом приближении можно считать, что Луна движется по эллиптической или круговой орбите. Однако, реальное движение Луны довольно сложно, при его расчете надо учитывать множество факторов, например, сплюснутость Земли и сильное влияние Солнца, которое притягивает Луну в 2.2 раза сильнее, чем Земля.

Луна постепенно удаляется от Земли из-за приливного ускорения (примерно на 4 см в год), таким образом, ее орбита представляет собой медленно раскручивающуюся спираль.

Ввиду практического отсутствия атмосферы небо на Луне всегда черное со звездами, даже когда Солнце находится над горизонтом. Земной диск висит в небе Луны почти неподвижно.

Благодаря большому размеру и составу Луну иногда относят к планетам земной группы наряду с Меркурием, Венерой, Землей и Марсом. Поэтому, изучая геологическое строение Луны, можно многое узнать о строении и развитии Земли.

Сан Франциско, август 2012.

Лунные моря, которые составляют приблизительно 16% всей поверхности Луны, - это огромные кратеры (от микроскопических до сотен километров), возникшие в результате столкновений с небесными телами, которые были позже затоплены жидкой лавой.

Полнолуние в Шотландии.

Иллюзия Луны - обман зрения, который заключается в том, что когда Луна низко над горизонтом, она кажется намного больше, чем когда она высоко в небе.

Восход Луны. Национальный Парк Дерева Джошуа, Калифорния.

Луна не похожа ни на одно небесное тело. Это единственный спутник, период вращения которого вокруг собственной оси полностью совпадает с периодом ее обращения вокруг нашей планеты. Именно поэтому с Земли видна всегда одна сторона Луны. Что происходит на обратной стороне - не видно никогда…

Буэнос-Айрес, Аргентина.

Как луна влияет на Землю

10 марта 2011 года юг Китай в 11:58 начинается землетрясение силой почти 6 баллов, оно разламывает земную кору на 35 километров в глубину, из-за чего приходят в движение тектонические плиты.

На следующий день, 11 марта 2011 в Японии на дне Тихого океана всего в 370 км от Токио начинается землетрясение, какого еще не было в истории этой страны. Через полчаса 10-метровая волна цунами обрушивается на северо-восточное побережье Японии, сметая все на своем пути. Жертвами этой стихии стали почти 25000 человек:

В следующие несколько месяцев по Земле прокатилась целая серия мощных землетрясения. Начало трясти там, где этого можно было ожидать меньше всего. Филиппины, Мьянма, Чили, Индонезия, Мексика, Новая Зеландия, Турция, Индия, Пакистан, Узбекистан, Папуа-Новая Гвинея и даже Греция сотрясались от подземных толчков.

На этом природные катастрофы не закончились. В апреле 2011 года в американском Техасе началась небывалая засуха, самая сильная за всю историю этого штата. Она спровоцировала лесные пожары.

Спустя месяц в соседних штатах пронеслись десятки торнадо. Погибло около 3000 человек.

После этого в Южной Америке и Аргентине началось извержение давно потухшего вулкана Пуйеуэ. Миллионы тонн вулканического пепла обрушились на страну, в некоторых местах толщина «снежного» покрова достигала 1 метра.

Некоторые ученые утверждают, что 2011 года стал рекордным по количеству катастроф и природных аномалий. И, как это не удивительно, все они случились из-за Луны, точнее, из-за удивительного космического происшествия - суперлуния.

Оно случилось в марте 2011-го, тогда Луна приблизилась к нашей планете на рекордно близкое расстояние - 356 тысяч километров. Именно это и стало причиной многочисленных природных катаклизмов и катастроф. Может ли реально суперлуние вызвать столько масштабные природные катаклизмы? Об этом много десятилетий спорит ученый мир.

Если верить официальной науке, то Луна висит над Землей в течение последних 4.5 млрд. лет. С другой стороны, как уже говорилось, она удаляется от нашей планеты на 4 см в год, из-за чего за миллиарды лет Луна должна была улететь на весьма приличное расстояние от нас.

Но нарушая законы астрофизики Луна не улетает от Земли на просторы Вселенной и висит на орбите нашей планеты. Почему? Есть мнение, что раз в 20 лет, за которые Луна отодвигается от Земли сантиметров на 40, случается суперлуние, которое каким-то образом возвращает наш спутник назад.

И это хорошо, потому, что наша планета не смогла бы обойтись без Луны, ведь она принимает на себя большую часть космических ударов всех комет и астероидов. Т.е., Луна является нашим щитом, и вращаясь вокруг Земли прикрывает нашу планету.

Луна - самая близкая к нам планета, именно поэтому ее гравитационное поле постоянно притягивает Землю. Притяжение Луны настолько сильное, что воды мирового океана как бы выгибаются ей навстречу, и тогда на Земле возникают приливы и отливы. Когда Луна, двигаясь по своей орбите, приближается к нашей планете, возникает прилив, а когда отдаляется - отлив. Хотя для земного шара величина силы тяготения Солнца почти в 200 раз больше, чем силы тяготения Луны, приливные силы, порождаемые Луной, почти вдвое больше порождаемых Солнцем.

Из-за этих океанских приливов и отливов, между поверхностью Земли и водами мирового океана возникает сила трения. Это приводит к тому, что скорость вращения Земли вокруг своей оси постоянно замедляется, а значит земные сутки становятся длиннее.

Такое торможение Земли продолжается уже 4.5 миллиарда лет, с тех пор, как на нашей планете сформировались океаны. 3 миллиарда лет назад земные сутки составляли всего 9 часов. Когда 530 миллионов лет назад на Земле обитали доисторические животные, сутки длились уже 21 час. Для динозавров, живших 100 млн лет назад, день длился 23 часа.

Таким образом, Луна - объект, который удерживает нашу Землю от беспорядочного вращения и замедляет ход Земли. Без луны Земля вращалась бы с очень высокой скоростью, и наши сутки были бы всего 6 часов.

Сейчас сутки растянулись уже до 24 часов. Может ли наша планета совсем остановиться? В любом случае, это может случится лишь через несколько миллиардов лет…

Теория искусственного спутника

В 1960-х годах Михаил Васин и Александр Щербаков из Академии Наук СССР выдвинули гипотезу о том, что в действительности Луна является гигантским искусственным спутником Земли. Данная гипотеза насчитывает восемь главных постулатов, называемых «загадками».

Суперлуние 2012 в Портленде.

Во-первых, орбита движения и размеры Луны являются физически почти невозможными. Обусловлено это тем, что величина Луны равняется четверти величины Земли, а отношение величин спутника и планеты всегда во много раз меньше.

Диаметр Луны обладает удивительно правильным размером, позволяющим полностью закрывать Солнце, т.е. Луна и Солнце имеют одинаковые угловые размеры. Это происходит с точной периодичностью 63 раза в 100 лет во время солнечных затмений. Будь у Луны диаметр чуть меньше, она закрывала бы половину или треть солнечного диска. С другой стороны, чтобы солнечные затмения происходили, Луна должна находиться еще и на точном расстоянии от Земли. Если бы она находилась, к примеру, чуть дальше, ей никогда бы не удалось в нужный момент затмить собой Солнце. И самое интересное, никаких астрономических объяснений такому странному поведению нашего спутника нет. Возможно, это невероятная случайность.

Если бы Луна была телом, которое в определенный момент было притянуто Землей и обрело естественную орбиту, то ожидалось бы, что эта орбита должна была быть эллиптической. Вместо этого она является поразительно круглой.

Плотность нашего спутника составляет 60% от плотности Земли. Данный факт вместе с различными исследованиями доказывает что Луна - это полый объект.

Были ли американцы на Луне

Американские астронавты пробыли на Луне почти 2-е суток. За это время они сделали фотографии, собрали образцы лунного грунта и установили научные приборы.

Пилот лунного модуля Эдвин Базз Олдрин устанавливает оборудование на поверхности Луны. Сзади на кадре виден и лунный модуль, 20 июля 1969 года:

Всего год спустя известный американский математик Джеймс Крайни опубликовал разоблачительную статью, в которой он заявлял: полета на Луну не было! В качестве доказательства он приводил кадры, на которых Нил Армстронг прыгает по поверхности Луны. Математик утверждал, что так прыгать по Луне невозможно, ведь сила тяжести там в 6 раз меньше земной, а значит астронавт должен был подпрыгивать в несколько раз выше:

Спустя еще 6 лет появляется книга американского писателя и профессионального фотографа Билла Кейсинга «Мы никогда не были на Луне». Он проанализировал видео и фотографии, сделанные на спутнике и пришел к выводу, что это искусная подделка. В качестве доказательства он приводил фотографию, где Нил Армстронг ставит на поверхность Луны американский флаг, и он развевается. Но этого не могло быть, потому, что на Луне не может быть ветра, там ведь вакуум.

Возможно, что в силу определенных причин, американцы действительно занимались павильонными съемками. Некоторые фотографии действительно больше похожи на подделку, чем на реальные снимки, сделанные на Луне, но для этого могло быть ряд причин. Например, некоторые фото могли оказаться просто неудачными, ведь фотоаппараты в то время были без видоискателей. Или на Луне вышла из строя какая-то съемочная аппаратура. Вполне возможно, что часть фотографий пришлось дорисовать, а часть доснять в павильонах. Но сам факт, что они там были, сомнения не вызывает.

Космонавт А. А. Леонов: «Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди».

К 40-летию высадки человека на спутник Земли, американское космическое агентство запустило на орбиту Луны космический зонд. Впервые в истории он передал на Землю детальные снимки всех космических модулей, оставленного астронавтами оборудования и даже следов от протекторов вездеходов, на которых американские астронавты передвигались по Луне.

Спустя ровно год индийские астрофизики тоже запустили к Луне автоматический зонд, и он как и американский смог сделать детальные фотографии посадочных модулей и других следов, доказывающих, что полет человека на Луну все-таки был!

Это же подтверждают данные с китайских и японских спутников. К тому же, американцами были оставлены на Луне лазерные отражатели, с помощью которых расстояние до Луны измеряется с ошибкой в несколько сантиметров, как уже упоминалось. Наличие этих отражателей на поверхности луны также говорит о том, что это были реальные полеты американцев.

Полнолуние в Бангкоке, декабрь 2008 года.

Удивительно другое: сотрудники НАСА никак не стали опровергать разоблачения и утверждения о том, что американцы не были на Луне. Они просто промолчали. Более того, несколько лет назад случайно были рассекречены личные дела сотрудников НАСА, среди которых оказались дела вышеупомянутых «разоблачителей» Билла Кейсинга и Джеймса Крайни. Выходит, разоблачение лунной миссии было сделано под руководство самой НАСА. Зачем? Возможно, американские астронавты видели на Луне нечто такое, что нужно было скрыть от остальных стран…

Луна таит в себе много других тайн и загадок. Но об этом уже в следующий раз.

(Visited 1 times, 14 visits today)

Луна — ближайшее к нам космическое тело, самый заметный объект на ночном небе. Не удивительно, что он еще и самый изученный и единственный, на поверхность которого ступала нога человека. Однако нельзя сказать, что о Луне известно все. Часть своих тайн она по-прежнему не раскрыла. Некоторые интересные факты о Луне имеют общепринятое объяснение, но периодически получают альтернативную интерпретацию.

Характеристики ночного светила

Луна - единственная спутница нашей планеты. Она совершает один оборот вокруг Земли примерно за 27,32 суток. При этом орбита спутника имеет несколько вытянутую форму. Среднее расстояние, которое отделяет нас от ночного светила, составляет чуть менее 400 тысяч километров. Самые значительные факты о Луне для детей - это, пожалуй, смена фаз и то, что до нее можно долететь. Взрослые астрономы-любители всех времен и народов интересовались ее происхождением, влиянием на погоду Земли и на судьбы людей.

Легенды о Луне

Спутник Земли - герой многих мифов. Часть из них объясняет появление Луны на небе, другая рассказывает, что стало причиной смены фаз. Почти все народы среди прочих чтили и персонификацию Луны, бога или богиню. В греческой мифологии это была в первую очередь Селена, именем которой впоследствии назвали науку, изучающую спутник Земли (селенология).

Легенды о Луне, объяснявшие, почему она то полная, то превращается в месяц, часто были связаны с трагическими событиями в жизни светила. У балтов Луну за измену прекрасному Солнцу наказал грозный бог-громовержец Перкунас, разрубив ее на части. В Сибири известен миф о том, как ночное светило спустилось на Землю и было поймано злой колдуньей. Солнце попыталось вырвать Луну из рук ведьмы, но в результате она порвалась на две части.

Существовали и многочисленные сюжеты, объяснявшие хорошо заметные пятна на лике светила. У одних народов это человек, сосланный в наказание, у других - зверь, живущий на Луне.

Поразительное совпадение

Множество легенд объясняет и солнечные затмения. Сегодня, перечисляя интересные факты о Луне, ее роль в этом феномене часто опускают как общеизвестную. Тем не менее, именно затмение наглядно демонстрирует один любопытный момент: сочетание расстояния от Солнца до Луны и от ночного светила до Земли и размера Луны будто специально подобраны. Будь воплощение древнегреческой Селены расположено чуть дальше или ближе, или если бы его размер был иным, мы бы либо не знали, что такое полное затмение, либо не имели возможности любоваться солнечной короной. Луна «висит» именно так, чтобы дневное светило периодически полностью помещалось за ней, демонстрируя лишь красивое обрамление.

Более того, удивляют и числовые значения параметров: расстояние от Земли до Луны составляет, как уже отмечалось, примерно 400 тысяч километров, и это в 400 раз меньше, чем до Солнца, причем само ночное светило уступает дневному по размеру тоже в 400 раз. Эти факты о Луне часто используются в качестве доказательства теории ее искусственного происхождения.

Гипотеза

Подобное мнение в 60-х годах прошлого века высказали Михаил Васин и советские ученые. Свою теорию они подкрепляли сведениями о том, что все кратеры, в огромном числе покрывающие поверхность спутника, при разной площади имеют примерно одну и ту же глубину - не больше трех километров. Связано это может быть с наличием твердой структуры, располагающейся под поверхностью ночного светила.

Сегодня в различных статьях в сети гипотеза об искусственном происхождении спутника относится в перечень под названием «Секретные факты о Луне». Однако общепризнанной на данный момент считается теория, предполагающая «земное начало». Согласно ей, примерно 4,5 миллиарда лет назад наша планета столкнулась с космическим объектом, размерами подобным Марсу. Он выбил кусок материи, который впоследствии и стал спутником. В споре, однако, еще не поставлена последняя точка: имеющейся информации пока недостаточно, чтобы уверенно утверждать, что все происходило именно таким образом.

Разноцветная

Один из американских космонавтов, впервые рассматривая Луну из иллюминатора космического корабля, сравнил ее поверхность с песком на грязном пляже. С Земли спутник выглядит не так уныло. Интересные факты о Луне связаны и с ее видимым цветом.

Большую часть времени месяц окрашен в пепельно-серый, но истории известны случаи, когда на небе появлялась голубая Луна. Цвет связан с возникновением дополнительного «фильтра», препятствующего прохождению световых лучей. Такое возможно во время обширных пожаров или извержений вулкана. Крупные по сравнению с молекулами воздуха частички позволяют рассеиваться световым волнам, по своей длине соответствующим синему цвету и его оттенкам. Такой случай был зафиксирован в 1950 году, когда в результате пожара на торфяниках над Альбертом (провинция в Канаде) повисла Луна, окрашенная в голубой.

Два полнолуния

Выражение «голубая Луна» имеет и другое значение. Поскольку ночное светило проходит все фазы меньше чем за 28 дней, иногда на один месяц выпадает два полнолуния. Второе и получило название «голубая Луна». Наблюдается явление чуть реже чем раз в 2,72 года. Ближайшее будет в июле 2015: первое полнолуние — 2 числа, а голубая Луна — 31.

Кровавая

Самое интересное о Луне и ее окраске в наступившем году можно будет узнать, посмотрев на небо 4 апреля и 28 сентября. В эти дни взойдет кровавая Луна. Столь зловещий оттенок спутник приобретает благодаря преломлению лучей Солнца в атмосфере Земли. Свечение Луны, в принципе, всегда представляет собой отраженное излучение дневного светила. Отличие в эти дни в том, что полнолуние совпадает с заходом или восходом Солнца. Красный - тот самый цвет, «одетым» в который предстает перед нами дневное светило, опускаясь за горизонт или поднимаясь над ним.

Дважды отраженный

С излучаемым светом связано еще одно явления, нередкое, но интересное. О Луне всем известно с детства: она последовательно проходит 4 фазы и только в одной из них, в полнолуние, можно любоваться целиком освещенным спутником. Однако бывает и так, что на небе висит месяц, а просматривается и иногда довольно четко весь диск. Это так называемый пепельный свет Луны. Явление возникает либо за некоторое время до новолуния, или вскоре после него. Спутник, освещенный лишь в небольшой своей части, тем не менее виден полностью, так как часть солнечного света сначала рассеивается в земной атмосфере, затем падает на поверхность Луны, а потом снова отражается на нашу планету.

По особенностям пепельного света спутника делаются прогнозы об изменении погодных условий. Возможность предсказаний существует благодаря связи оптического явления с характером облачности на том участке Земли, который в данный момент освещен Солнцем. На европейской территории России яркий пепельный свет, который становится результатом отражения лучей от циклонической деятельности в Атлантике, предвещает выпадение осадков примерно через неделю.

Все дальше и дальше

Оптическими явлениями интересные факты о Луне не исчерпываются. С ее удаленностью от Земли связан еще один любопытный момент. Спутник с каждым годом становится все дальше от нашей планеты. За двенадцать месяцев расстояние увеличивается на 4 см. Удаление спутника - следствие гравитационно-приливного взаимодействия его и нашей планеты. Луна, как известно, вызывает приливы на Земле, причем не только на воде, но и в коре, менее заметные по амплитуде, но с гораздо большей длиной волны. Они, в свою очередь, воздействуют на спутник: из-за некоторых особенностей и нашей планеты вокруг своей оси приливные волны несколько опережают спутник. В результате вся которая заключена в подобных волнах, влияет на движение спутника, притягивая его и заставляя быстрее обращаться вокруг планеты. Это и есть причина изменения ее отдаления от Земли.

Светлая память

Было время, когда ученые из-за отсутствия данных плохо понимали, Неизвестные факты того периода перестали быть тайной благодаря удачным полетам космических аппаратов с астронавтами на борту. Однако изучающим спутник не всегда везло. Часть астронавтов погибла в процессе подготовки полетов. Им на Луне установлен крошечный памятник высотой всего 8 см. К нему прилагается список всех астронавтов, отдавших свою жизнь во имя науки.

Вечность

И этот памятник, и следы астронавтов, ходивших по поверхности Луны, а также фото родных, оставленное одним из членов экипажа, сохранятся на Луне в нетронутом виде многие века. Спутник нашей планеты не имеет атмосферы, там нет ветра и воды. Ничто не может привести к быстрому превращению следов человеческого присутствия в прах.

Ближайшее будущее

НАСА строит амбициозные планы по освоению спутника. В 2010 году появился проект «Аватар», предполагающий создание специальных роботов, оснащенных функцией телеприсутствия человека. Если проект будет реализован, ученым не понадобится лететь на Луну. Для изучения ее особенностей будет достаточно надеть специальный костюм дистанционного присутствия, а все необходимые манипуляции совершит робот, доставленный на спутник.

Вид на Землю

Луна повернута к нам всегда одной и той же стороной. Причина этого в синхронизации движения спутника по орбите и его вращения вокруг Земли. Одно из самых запоминающихся зрелищ, которые увидели американские астронавты, ступившие на поверхность Луны, был вид на Землю. Наша планета занимает значительную часть неба спутника. Причем Земля висит неподвижно, всегда на одном и том же месте, но видна то одна, то другая ее сторона. Со временем в результате все того же гравитационно-приливного взаимодействия вращение нашей планеты вокруг оси синхронизируется с движением Луны по орбите. Спутник «зависнет», перестанет перемещаться по небу, Земля будет «смотреть» на него только одной стороной. Одновременно перестанет увеличиваться расстояние, разделяющее два космических тела.

Таковы 10 интересных фактов о Луне. Список, правда, ими не исчерпывается. Вновь возникший в последние годы интерес к спутнику еще даст свои плоды, и уже имеющиеся факты о Луне, частично упомянутые в статье, пополнятся.

Вероятно, что одним из них станет база на Луне, которую планируется создать для разработки полезных ископаемых, наблюдения за земными процессами и, конечно, за самим спутником.

Отыскивая пределы возможностей телескопа Хаббл, международная команда астрономов побила рекорд космической дистанции наблюдений, измерив свойства самой далекой галактики из ранее наблюдавшихся во Вселенной. Эта неожиданно яркая зарождающаяся галактика, названная GN-z11, видна такой, какой она была 13,4 миллиарда лет назад, всего лишь через 400 миллионов лет после Большого взрыва. Галактика GN-z11 расположена в созвездии Большой медведицы.

«Мы сделали наибольший шаг назад во времени, за пределы того, что мы считали возможным сделать с помощью телескопа Хаббл. Мы видим галактику GN-z11 в то время, когда возраст Вселенной составлял всего три процента от нынешнего». — пояснил главный исследователь Паскаль Оеш из Йельского университета.

Астрономы приблизились к первым галактикам, сформировавшимся во Вселенной. Новые наблюдения Хаббла приводят исследователей в ту область, которая, как считалось ранее, может быть достигнута только с помощью космического телескопа Джеймса Уэбба (его запуск запланирован на 2018 год).

Измерения дают убедительные доказательства, что некоторые необычные и неожиданно яркие галактики, ранее обнаруженные на изображениях Хаббла, на самом деле находятся на запредельных расстояниях. Ранее команда ученых оценила расстояние до GN-z11, определив ее цвет с помощью Хаббла и космического телескопа Спитцера. Теперь, впервые для галактики на такой экстремальной дистанции, команда использовала хаббловскую Широкоугольную камеру-3. Для точного измерения расстояния до GN-z11 свет был спектроскопически разделен на составляющие цвета.

Астрономы измеряют большие дистанции, определяя «красное смещение» галактики. Это явление — результат расширения Вселенной. Каждый далекий объект во Вселенной кажется удаляющимся от нас, потому что его свет растягивается в более длинные и более красные световые волны, проходя через расширяющееся пространство, чтобы достигнуть наших телескопов. Чем больше красное смещение, тем дальше галактика.

«Наши спектроскопические наблюдения показывают, что галактика дальше, чем мы первоначально думали, прямо на пределе расстояния, на котором Хаббл может наблюдать», — говорит Габриэль Браммер, соавтор исследования из Института космического телескопа.

До того, как астрономы измерили расстояние до галактики GN-z11, наибольшим расстоянием, измеренным спектроскопически, было красное смещение 8,68 (13,2 миллирада лет в прошлое). Теперь команда подтвердила для GN-z11 красное смещение 11,1, примерно на 200 миллионов лет ближе к Большому взрыву. «Это выдающееся достижение для Хаббла. Ему удалось побить все предыдущие рекорды расстояния, годами удерживавшиеся более крупными наземными телескопами», — говорит исследователь Питер ван Доккум из Йельского университета. — «Этот новый рекорд, скорее всего, устоит до запуска космического телескопа Джейма Уэбба».

Галактика GN-z11 в 25 раз меньше Млечного Пути, и в своих звездах содержит только один процент массы нашей галактики. Тем не менее, новорожденная GN-z11 быстро растет, формируя новые звезды примерно в 20 раз быстрее, чем наша галактика сегодня. Это делает экстремально далекую галактику достаточно яркой для астрономов, чтобы можно было провести детальные исследования с помощью телескопов Хаббла и Спитцера.

Результаты исследований дают удивительные ключи к разгадке природы ранней Вселенной. «Потрясающе, что такая массивная галактика существует всего лишь через 200 или 300 миллионов лет с момента начала формирования самых первых звёзд. Это требует очень быстрого роста, производства звезд с чудовищной скоростью, чтобы так быстро сформировалась галактика в миллиард солнечных масс», — поясняет Гарт Иллинворт, исследователь из Калифорнийского университета.

Эти открытия — увлекательный анонс к исследованиям, которыми займется космический телескоп Джеймс Уэбб после своего запуска в космос в 2018 году. «Это новое открытие показывает, что телескоп Уэбб наверняка обнаружит много таких молодых галактик, заглянув туда, где формируются первые галактики», — говорит Иллингворт.

В команду исследователей входят ученые из Йельского университета, Научного института космического телескопа и Калифорнийского университета.

На этом видео показано расположение галактики GN-z11 на видимом небосводе.

Своеобразный голубой пузырь, окружающий звезду WR 31a — это туманность Вольфа-Райе, межзвездное облако пыли, водорода, гелия и других газов. Такие туманности обычно имеют сферическую или кольцевую форму. Они возникают при взаимодействии быстрого звёздного ветра с внешними слоями водорода, выброшенного звездами Вольфа-Райе. Этот пузырь, сформировавшийся примерно 20 000 лет назад, расширяется со скоростью около 220 000 километров в час!

К сожалению, жизненный цикл звезды Вольфа-Райе продолжается всего лишь несколько сотен тысяч лет — мгновение в космических масштабах. Начиная свою жизнь с массой минимум в 20 раз больше солнечной, звезда Вольфа-Райе теряет половину своей массы менее чем за 100 000 лет.

И звезда WR 31a в этом случае — не исключение. В конце концов она закончит свою жизнь впечатляющей вспышкой , а выброшенное взрывом звёздное вещество станет основой для следующего поколения звёзд и планет.

 


Читайте:



К чему снится разбитое стекло: плохой или хороший знак?

К чему снится разбитое стекло: плохой или хороший знак?

Многие сонники ведут споры относительно того, к чему снится битое стекло. Так, например, одни толкователи утверждают, что этот образ сулит разбитые...

Что такое язычество определение кратко

Что такое язычество определение кратко

Что такое язычество? От чего нас предостерегает Церковь? Во что верили древние славяне и, какими были языческие боги? Мы расскажем вам о том,...

Что ждёт Россию в ближайшее будущее, если мы дрогнем, Путин отступит и победит пятая колона Пророчества о ближайшем будущем и настоящем

Что ждёт Россию в ближайшее будущее, если мы дрогнем, Путин отступит и победит пятая колона Пророчества о ближайшем будущем и настоящем

26 декабря 2004 года цунами унесло в Южной и Юго-Восточной Азии жизни почти 300 тысяч человек. Землетрясения, инфекции, техногенные катастрофы,...

Икона Феодоровской Божьей Матери: фото, описание, значение, в чем она помогает, молитвы Феодоровская икона божией матери история обретения

Икона Феодоровской Божьей Матери: фото, описание, значение, в чем она помогает, молитвы Феодоровская икона божией матери история обретения

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в...

feed-image RSS